Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 декабря 2024 г.
  4. № 51 (6965) (25.12.2024)
Телеведение

«Преступление...» Владимира Мирзоева

О новой киноверсии великого романа Достоевского

25 декабря 2024

Иногда хочешь сказать правду,

                                      а говоришь глупость.

Владимир Мирзоев в телепередаче «Линия жизни»


Мне не смешно,

           когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери.

Александр Пушкин


Первые серии «Преступления и наказания» (он демонстрируется в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск»), где Иван Янковский дубасит топором старуху-процентщицу так, что кровь брызжет на стены, а также сцены, которых у Достоевского вовсе нет, поразили «смелостью» экранизатора. Потому большинство из видевших их досматривать сериал не стали: «Достоевский Мирзоевым улучшен до неузнаваемости».

Я из тех немногих, кто досмотрел, – откликаться надо, «Классика на экране» для нас, так сказать, профильная рубрика. Правда, анализировать сериал вряд ли возможно, так как собственно экранизации Достоевского нет, а есть тотальное переписывание и дописывание «по мотивам романа», так что отметим лишь наиболее изумившие элементы мирзоевского «улучшения».

Достоевский переведён на современный уличный язык и звучит странно, действие перенесено в нынешний Петербург, что ещё страннее, – почти ничего из времени Достоевского сейчас нет. Например, публичных домов, где Мирзоев развернулся не на шутку: показан приход туда Сони Мармеладовой (юную Соню играет Диана Енакаева) и разнообразные непотребства, в которых режиссёр, видимо, знает толк. Тут кувыркаются, почти как у Сарика Андреасяна в «Жизни по вызову», оказавшийся извращенцем Лужин (Никита Тарасов), полицейский Заметов (Сергей Беляев), зачем-то придуманный лже-Свидригайлов (Дмитрий Миллер) и… друг Раскольникова Разумихин (Тихон Жизневский). Ему режиссёр доверил лишение невинности Сони Мармеладовой!

Тихон Жизневский (Разумихин) и Любовь Аксёнова (Дуня)

Разумихин – единственный в романе позитивный персонаж, заботящийся обо всех и в первую очередь о Родионе Романовиче, – здесь страшно запачкан. Он сексуально обслуживает также хозяйку раскольниковской квартиры – она у Мирзоева превратилась в трепетную, жаждущую любви дамочку (Мария Смольникова), имеющую вдобавок тяжкое психическое расстройство – в шкафу она хранит скелет умершей дочери и чучела любимых кошек.

Трагедию семьи Мармеладовых в нынешней культурной столице представить вряд ли возможно. Удивительно, что сериальные Семён Захарович и Катерина Ивановна в советское время не получили квартиру, а сейчас их многодетная семья вынуждена снимать комнату почему-то у немки, с трудом говорящей по-русски. Где социальные службы? Отец – алкоголик, мать – психически неуравновешенная туберкулёзница, малолетних детей давно забрали бы органы опеки, а Катерину Ивановну через тубдиспансер насильно бы лечили, и Соне не нужно было бы идти на панель.

Между современным Петербургом и Петербургом Достоевского пропасть. Интересно, сколько часов Раскольникову пришлось чапать пёхом из дома, где он жил, чтобы найти подходящий пустырь и камень, под которым можно было бы надёжно спрятать украденное у процентщицы (Ёла Санько) – незаасфальтированных пустырей с булыжниками сейчас в центре Питера нет.

В сериале сильно сокращены монологи Мармеладова (Олег Дуленин), которые у Достоевского потрясли Раскольникова и потрясали зрителей, когда несчастного Семёна Захаровича играли великие артисты Евгений Лебедев и Юрий Кузнецов, здесь же это проходной персонаж. Он и Катерина Ивановна (Виктория Толстоганова) у Мирзоева вызывают не жалость и сострадание, а скорее отвращение. На улице современного города действующие лица воспринимаются не как реальные петербуржцы, а как актёры, играющие роли в фальшивом балагане.

Огромное место в сериале заняли выдуманные Мирзоевым сцены в поместье жены Свидригайлова. У Достоевского некрасивая и стареющая Марфа Петровна лишь пару раз упомянута, а у Мирзоева она превратилась в одну из главных героинь, роковую красавицу Юлию Снигирь, которая жестоко расправляется со служанкой, любовницей мужа. А потом Свидригайлов коварно топит Марфу Петровну в бассейне. Однако её жутко прекрасный образ пронизывает весь сериал. В доме Свидригайловых впервые появляется и Дуня Раскольникова. В исполнении прелестной Любови Аксёновой она похожа на её же персонаж из сериала «Почка», у Дуни непонятные амуры со Свидригайловым (после Владимира Высоцкого, Ефима Копеляна и Александра Балуева его играет Владислав Абашин). Дуню явно влечёт к нему, и Свидригайлов ради неё готов на всё, но она почему-то выбирает Лужина, оказавшегося мерзавцем, как будто этого не было видно с самого начала. Заступаться за Дуню не хочется, она сама за кого хочешь заступится. Влюблённый же в неё Свидригайлов становится главным героем сериала наравне с Раскольниковым, а что? Оба убийцы, оба не верят в Бога, оба самоубийцы. Но у Достоевского они антиподы.

Раскольников (Иван Янковский) в сериале духовно и нравственно оскоплён, это – циничный, озлобленный мажор. Кажется, что он маленького роста – в человеческой крупности сильно уступает герою Достоевского и, конечно, выдающимся исполнителям прошлых лет Геннадию Бортникову из спектакля Театра Моссовета, Георгию Тараторкину (фильм Льва Кулиджанова 1969 года), а также Владимиру Кошевому (сериал Дмитрия Светозарова 2007 года). У Мирзоева юный мизантроп Раскольников, зверски убив старушку и её беременную сестру, впадает в длительную, на весь сериал, депрессию, переходящую в злобную истерику – убить смог, но тварью дрожащей остался. Реально бесится, в финале ёрничает, но так и не кается, а совершает ещё одно убийство: стреляет в себя. Его не жалко. Лишён обаяния, а образ – развития, Раскольников у Достоевского отличается от Свидригайлова именно тем, что убивал не из-за денег, а чтобы в перспективе помочь униженным и оскорблённым, и, главное, он всё-таки приходит к вере.

Борис Хвошнянский и Иван Янковский в сцене из сериала

Сильно обрезан также Порфирий Петрович (после Леонида Маркова, Иннокентия Смоктуновского и Андрея Панина эту роль сыграл Владимир Мишуков), зато вставлены сцены с чёртом (Борис Хвошнянский), он единственный здесь, так сказать, нормальный и отнюдь не отрицательный персонаж, видимо, альтер эго самого режиссёра, эдакий Воланд, кривящийся от порочности героев Достоевского и презирающий их.

По тому количеству мерзости, что вывалено на экран, понимаешь, какой ад в душе Мирзоева. Не подверглись вивисекции образы разве что Сони во взрослом состоянии (Алёна Михайлова), которая здесь абсолютно безуспешно пытается подвигнуть Родиона Романовича к раскаянию, да матери Раскольникова (Юлия Марченко), правда, ей придан некий правозащитный оттенок – в квартире Раскольниковых на стене портреты репрессированных обэриутов.

В сериале есть священник, он читает молитвы, но веры нет совсем. Нет того, ради чего написан роман, – возвращения «убивца» ко Христу. «Смирись, гордый человек!» Видимо, Мирзоев не смирился – имеет право. На то, чтобы корёжить Достоевского и насиловать его героев. Пусть другие режиссёры, твари дрожащие, дотягиваются до высот гения, а мы его опустим и сделаем под себя. Под себя.

Романы Достоевского – национальное достояние, с ними так нельзя. Могут быть какие угодно театральные эксперименты – пожалуйста, самоутверждайтесь в своих творческих лабораториях с несчастными актёрами, которым вам удалось заморочить голову, но на огромное сериальное полотно по великой книге, к тому же входящей в школьную программу, право нужно заслужить.

Интересно, кто дал на эту версию-диверсию деньги? Наше Министерство культуры вроде сериал не субсидировало. Тогда кто? «Яндекс» и «Кинопоиск»? Говорят, для показа там сериал дублируют на английский, французский... Как будто зарубежный инвестор строго-настрого наказал: делайте что хотите, но – никаких ваших русских штук типа прозрений и покаяний... А вот грязи, грязи побольше!

«Преступление и наказание», да и все романы великого писателя чрезвычайно драматургичны – именно поэтому столько удачных сценических версий и экранизаций, – но Мирзоев, «улучшая и освежая», Достоевского, сломал заложенную автором детективную интригу, запутал и засорил отсебятинами действие. В итоге впечатление отталкивающее, а главное… скучно. Впрочем, это очень хорошо – школьники смотреть мирзоевское «преступление» не станут.


Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Американская трагедия

    14.05.2025
  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS