Иногда хочешь сказать правду,
а говоришь глупость.
Владимир Мирзоев в телепередаче «Линия жизни»
Мне не смешно,
когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Александр Пушкин
Первые серии «Преступления и наказания» (он демонстрируется в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск»), где Иван Янковский дубасит топором старуху-процентщицу так, что кровь брызжет на стены, а также сцены, которых у Достоевского вовсе нет, поразили «смелостью» экранизатора. Потому большинство из видевших их досматривать сериал не стали: «Достоевский Мирзоевым улучшен до неузнаваемости».
Я из тех немногих, кто досмотрел, – откликаться надо, «Классика на экране» для нас, так сказать, профильная рубрика. Правда, анализировать сериал вряд ли возможно, так как собственно экранизации Достоевского нет, а есть тотальное переписывание и дописывание «по мотивам романа», так что отметим лишь наиболее изумившие элементы мирзоевского «улучшения».
Достоевский переведён на современный уличный язык и звучит странно, действие перенесено в нынешний Петербург, что ещё страннее, – почти ничего из времени Достоевского сейчас нет. Например, публичных домов, где Мирзоев развернулся не на шутку: показан приход туда Сони Мармеладовой (юную Соню играет Диана Енакаева) и разнообразные непотребства, в которых режиссёр, видимо, знает толк. Тут кувыркаются, почти как у Сарика Андреасяна в «Жизни по вызову», оказавшийся извращенцем Лужин (Никита Тарасов), полицейский Заметов (Сергей Беляев), зачем-то придуманный лже-Свидригайлов (Дмитрий Миллер) и… друг Раскольникова Разумихин (Тихон Жизневский). Ему режиссёр доверил лишение невинности Сони Мармеладовой!
Разумихин – единственный в романе позитивный персонаж, заботящийся обо всех и в первую очередь о Родионе Романовиче, – здесь страшно запачкан. Он сексуально обслуживает также хозяйку раскольниковской квартиры – она у Мирзоева превратилась в трепетную, жаждущую любви дамочку (Мария Смольникова), имеющую вдобавок тяжкое психическое расстройство – в шкафу она хранит скелет умершей дочери и чучела любимых кошек.
Трагедию семьи Мармеладовых в нынешней культурной столице представить вряд ли возможно. Удивительно, что сериальные Семён Захарович и Катерина Ивановна в советское время не получили квартиру, а сейчас их многодетная семья вынуждена снимать комнату почему-то у немки, с трудом говорящей по-русски. Где социальные службы? Отец – алкоголик, мать – психически неуравновешенная туберкулёзница, малолетних детей давно забрали бы органы опеки, а Катерину Ивановну через тубдиспансер насильно бы лечили, и Соне не нужно было бы идти на панель.
Между современным Петербургом и Петербургом Достоевского пропасть. Интересно, сколько часов Раскольникову пришлось чапать пёхом из дома, где он жил, чтобы найти подходящий пустырь и камень, под которым можно было бы надёжно спрятать украденное у процентщицы (Ёла Санько) – незаасфальтированных пустырей с булыжниками сейчас в центре Питера нет.
В сериале сильно сокращены монологи Мармеладова (Олег Дуленин), которые у Достоевского потрясли Раскольникова и потрясали зрителей, когда несчастного Семёна Захаровича играли великие артисты Евгений Лебедев и Юрий Кузнецов, здесь же это проходной персонаж. Он и Катерина Ивановна (Виктория Толстоганова) у Мирзоева вызывают не жалость и сострадание, а скорее отвращение. На улице современного города действующие лица воспринимаются не как реальные петербуржцы, а как актёры, играющие роли в фальшивом балагане.
Огромное место в сериале заняли выдуманные Мирзоевым сцены в поместье жены Свидригайлова. У Достоевского некрасивая и стареющая Марфа Петровна лишь пару раз упомянута, а у Мирзоева она превратилась в одну из главных героинь, роковую красавицу Юлию Снигирь, которая жестоко расправляется со служанкой, любовницей мужа. А потом Свидригайлов коварно топит Марфу Петровну в бассейне. Однако её жутко прекрасный образ пронизывает весь сериал. В доме Свидригайловых впервые появляется и Дуня Раскольникова. В исполнении прелестной Любови Аксёновой она похожа на её же персонаж из сериала «Почка», у Дуни непонятные амуры со Свидригайловым (после Владимира Высоцкого, Ефима Копеляна и Александра Балуева его играет Владислав Абашин). Дуню явно влечёт к нему, и Свидригайлов ради неё готов на всё, но она почему-то выбирает Лужина, оказавшегося мерзавцем, как будто этого не было видно с самого начала. Заступаться за Дуню не хочется, она сама за кого хочешь заступится. Влюблённый же в неё Свидригайлов становится главным героем сериала наравне с Раскольниковым, а что? Оба убийцы, оба не верят в Бога, оба самоубийцы. Но у Достоевского они антиподы.
Раскольников (Иван Янковский) в сериале духовно и нравственно оскоплён, это – циничный, озлобленный мажор. Кажется, что он маленького роста – в человеческой крупности сильно уступает герою Достоевского и, конечно, выдающимся исполнителям прошлых лет Геннадию Бортникову из спектакля Театра Моссовета, Георгию Тараторкину (фильм Льва Кулиджанова 1969 года), а также Владимиру Кошевому (сериал Дмитрия Светозарова 2007 года). У Мирзоева юный мизантроп Раскольников, зверски убив старушку и её беременную сестру, впадает в длительную, на весь сериал, депрессию, переходящую в злобную истерику – убить смог, но тварью дрожащей остался. Реально бесится, в финале ёрничает, но так и не кается, а совершает ещё одно убийство: стреляет в себя. Его не жалко. Лишён обаяния, а образ – развития, Раскольников у Достоевского отличается от Свидригайлова именно тем, что убивал не из-за денег, а чтобы в перспективе помочь униженным и оскорблённым, и, главное, он всё-таки приходит к вере.
Сильно обрезан также Порфирий Петрович (после Леонида Маркова, Иннокентия Смоктуновского и Андрея Панина эту роль сыграл Владимир Мишуков), зато вставлены сцены с чёртом (Борис Хвошнянский), он единственный здесь, так сказать, нормальный и отнюдь не отрицательный персонаж, видимо, альтер эго самого режиссёра, эдакий Воланд, кривящийся от порочности героев Достоевского и презирающий их.
По тому количеству мерзости, что вывалено на экран, понимаешь, какой ад в душе Мирзоева. Не подверглись вивисекции образы разве что Сони во взрослом состоянии (Алёна Михайлова), которая здесь абсолютно безуспешно пытается подвигнуть Родиона Романовича к раскаянию, да матери Раскольникова (Юлия Марченко), правда, ей придан некий правозащитный оттенок – в квартире Раскольниковых на стене портреты репрессированных обэриутов.
В сериале есть священник, он читает молитвы, но веры нет совсем. Нет того, ради чего написан роман, – возвращения «убивца» ко Христу. «Смирись, гордый человек!» Видимо, Мирзоев не смирился – имеет право. На то, чтобы корёжить Достоевского и насиловать его героев. Пусть другие режиссёры, твари дрожащие, дотягиваются до высот гения, а мы его опустим и сделаем под себя. Под себя.
Романы Достоевского – национальное достояние, с ними так нельзя. Могут быть какие угодно театральные эксперименты – пожалуйста, самоутверждайтесь в своих творческих лабораториях с несчастными актёрами, которым вам удалось заморочить голову, но на огромное сериальное полотно по великой книге, к тому же входящей в школьную программу, право нужно заслужить.
Интересно, кто дал на эту версию-диверсию деньги? Наше Министерство культуры вроде сериал не субсидировало. Тогда кто? «Яндекс» и «Кинопоиск»? Говорят, для показа там сериал дублируют на английский, французский... Как будто зарубежный инвестор строго-настрого наказал: делайте что хотите, но – никаких ваших русских штук типа прозрений и покаяний... А вот грязи, грязи побольше!
«Преступление и наказание», да и все романы великого писателя чрезвычайно драматургичны – именно поэтому столько удачных сценических версий и экранизаций, – но Мирзоев, «улучшая и освежая», Достоевского, сломал заложенную автором детективную интригу, запутал и засорил отсебятинами действие. В итоге впечатление отталкивающее, а главное… скучно. Впрочем, это очень хорошо – школьники смотреть мирзоевское «преступление» не станут.