Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба. – М.: Вагриус, 2008. – 560 с.: ил.
Перевёрнута последняя страница книги «Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба» Натальи Розановой, историка по профессии и глубоко верующего человека. «И император сходит с трона, / Простивши всех, со всем простясь, / И меркнет Царская корона, / В февральскую скатившись грязь…»
Охранные структуры Российской империи схватку с большевиками проиграли. Ни вековой опыт, ни изощрённая оперативно-розыскная методика не смогли противостоять нечеловеческому напору: «…весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем – мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем – тот станет всем».
Этого большевики достигли. Наталья Розанова отметила: «Так, не ведая, что творят, без сомнения и жалости сокрушали русские люди будущее своих судеб…»
Конечно же, царь как правитель и политик был слаб. Конечно же, ни он сам, ни Система в целом противостоять надвигающейся революции не могли. Но ведь слабый политик – это же не причина для бессудной расправы, для убийства ни в чём не повинных слуг, служителей, членов семьи?
Почему же их всех убили? Почему так тщательно и профессионально скрыли следы преступления?
Потому, что отлично понимали: не спрятать навсегда – значит отвечать за содеянное.
Перелистываю страницы. Нарастающая тяжесть. Недоумение. Ну арестовали. Ладно. Но – ухмылки, ужимки, невероятная и беспредельная подлость. Гнусность. Издевательства. Отвратительные надписи на стенах дома Ипатьева. В жилых помещениях. Щёлкающие затворы винтовок, когда арестованные идут мимо часовых. Дочери государя идут в уборную. «Куда?» «Зачем идёте?» – большевистский юмор…
За несколько часов до расстрела Александра Фёдоровна сделала в своём дневнике такую запись: «Татьяна осталась со мною, и мы читали книгу пророка Амоса и пророка Авдия». Прочитаем и мы вместе с автором, Натальей Розановой: «До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя все живущие с тобой в мире, ядущие хлеб твой, нанесут тебе удар… на всех улицах будет плач и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!..»
…Тела убиенных искал – по поручению Верховного правителя России Колчака – профессиональный следователь Н.А. Соколов. Он многажды прошагал и проехал по дороге со шпалами в Поросёнковом логу под Екатеринбургом, но внимания на шпалы, под которыми Яков Юровский, комендант Дома особого назначения, б. Ипатьева (отсюда увезли трупы семьи и людей), спрятал убитых, не обратил и ничего не нашёл.
Минули годы. В 1965 г. в одной из газет появилась первая небольшая заметка о расстреле Романовых. В 1976 г. кинодраматург Гелий Рябов (один из авторов телесериала «Рождённая революцией», «Государственная граница», сценарист и режиссёр нашумевшего в 1990-е годы фильма «Конь Белый») приступил к реальному поиску останков царской семьи.
Они были обнаружены. Важную роль в этом сыграли А. Авдонин, Г. Васильев и ныне покойный М. Качуров, который, взобравшись на дерево, заметил шпалы, не видные с земли. Казалось бы, далее всё проще простого, но прошло долгих десять лет, прежде чем останки были извлечены и подвергнуты исследованию. Нет нужды пересказывать бесконечную борьбу нынешнего следователя, ведущего «дело Романовых», В.Н. Соловьёва за истину. Каждый, кто захочет погрузиться в проблематику, получит такую возможность, прочитав эту книгу. Но один аспект заслуживает особого внимания.
Романовы канонизированы. Сегодня они – святые Русской православной церкви. Но… Русская православная церковь не признала подлинности останков.
С точки зрения практической, светской, пишет Наталья Розанова, решительно опровергая доводы церкви множеством экспертиз – криминалистическими, судебно-медицинскими и главным образом генетическими, – бесспорно доказано, что останки, обнаруженные в Поросёнковом логу в 1979 году и повторно изъятые в 1989 году, принадлежат Романовым и их людям.
В 2008 году группа исследователей из Екатеринбурга обнаружила в Поросёнковом логу останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Принадлежность экспертизой доказана. Будем надеяться, что последует и захоронение двоих детей Николая II в родовой усыпальнице – Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Автор пишет: «Обретение останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии по силе своей и значению, пожалуй, превосходит первое обретение». Наверное, следует согласиться с автором, но с некоторым уточнением. Те, кто нашёл останки в 1979 году, рисковали не только свободой, но и жизнью. Не так ли?
Книга Натальи Розановой и сегодня, и на годы вперёд – единственный в своём роде анализ и синтез посмертной судьбы Николая II, его семьи, его людей. И если кто-то хочет прозреть истину, никак не меньше, прочитайте эту книгу.