Действовать третьему президенту России придётся в мире реальностей. А значит, ему придётся разобраться, что действительно стоит за теми или иными сторонами нашего благополучия, о котором в последнее время сказано столько громких слов. От этого никуда
не денешься.
РОСТ ВВП
Что означает рост нашего ВВП? Появление новых производств? Новых образцов промышленной продукции или продукции с высокой добавленной стоимостью? Увы, нет. Не считая сборочных предприятий иностранных компаний да оставшихся от СССР островков современных производств и технологий, растут в основном только цены на экспортируемое сырьё.
Соответственно растут доходы, растёт сектор экономики, обслуживающий ТЭК, класс богатых и состоятельных людей, и лишь в небольшой мере растёт отечественное производство по большей части устаревших машин и оборудования. Да, растёт ещё выпуск строительных материалов, и не в последнюю очередь в связи с бумом коттеджного строительства. Сама же добыча сырья растёт медленно, а «Газпром» вообще уже многие годы топчется на месте.
Но нынешнее значение нефти и газа для мировой экономики, по мнению серьёзных экспертов, лет через десять или чуть больше кончится. Во многих странах развёртывается производство биотоплива, в наиболее передовых – разработка новых энергосберегающих технологий. Возможно появление и принципиально нового вида энергии.
ДОЛГИ И БАНКРОТЫ
Наши министры похваляются бурным притоком в страну иностранного капитала, что действительно имеет место. Но внешний долг России на октябрь 2007 года составил 430,9 миллиарда долларов. По словам министра финансов Кудрина, на долю государственного долга приходится только 52,7 миллиарда долларов, остальное – на частные корпорации и банки...
И сразу же возникает целый ряд вопросов.
Мы много раз слышали, что Россия погасила внешние долги. Значит, чиновники нас обманывали?
А долги «Газпрома» и Роснефти, которые скоро могут достичь 100 миллиардов долларов, разве это не государственные долги?
На что пошли такие огромные средства? Что в стране построено такое, о чём знают россияне или хотя бы только экономисты? Ничего! Куда ни кинь – всё импортное.
А ведь одно обслуживание долгов ещё недавно требовало 50 миллиардов долларов в год, а сейчас, по некоторым оценкам, уже 100 миллиардов. В российских финансовых кругах уже заговорили о банковском кризисе и даже о возможном новом дефолте.
Как вообще власть могла допустить внешние заимствования в таких огромных размерах? И что теперь? «Банкротить банкротов»? Или по счетам, как всегда, придётся платить всем нам?
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ
Что стоит за ростом внешнеторгового оборота, чему так радуются чиновники? Начнём с того, что быстро растёт импорт, но снижается экспорт. Пока сальдо торгового баланса положительное, однако, по мнению экспертов, уже через два года оно станет нулевым. А при снижении цен на сырьё мы уже будем иметь отрицательный баланс.
Но главное – что вывозим? В основном сырьё. А что ввозим? Машины, оборудование и чуть ли не половину потребляемого продовольствия. А это вообще полный провал в аграрной политике власти и потенциальная возможность массового голода.
Чиновники радуются, что ещё недавно товарооборот с Китаем составлял 20 миллиардов долларов, а в 2007 году он вырос до 48,16 миллиарда долларов, и в ближайшем будущем прогнозируется его увеличение до 60 и даже 80 миллиардов. Но если раньше с КНР у нас было положительное торговое сальдо и большой удельный вес занимал экспорт машин и оборудования, то в 2007 году импорт из Поднебесной увеличился на 79,9 процента, превысив экспорт на 8,8 миллиарда долларов. При этом изделия нашей промышленности оказались неконкурентоспособны на китайском рынке, и поставляли мы ему в основном сырую нефть и круглый лес. Как заявил первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин, «сегодня сложилась типично колониальная структура в торговле России и КНР. Мы им поставляем сырьё, а они нам экспортируют продукцию машиностроения». Увы, Китай в этом смысле не исключение. Уже и Индия (за рамками сотрудничества в военной сфере) смотрит на нас только как на источник получения нужного ей сырья.
БЕДНЫЕ ЛЮДИ
При попытках усилить социальную политику придётся столкнуться с жестокой реальностью. На деле число тех, кто находится ниже уровня бедности, у нас намного больше, чем это следует из официальной статистики. Черта выше уровня бедности у нас начинается с 4116 рублей на взрослого человека, из них – 1506 рублей на продукты питания. Разве на них можно прожить? В странах «Восьмёрки», куда входит и Россия, за чертой бедности считаются люди, получающие менее 60 процентов средней по стране зарплаты. Да и не нашей зарплаты! Только после бедствий 90-х наши обделённые достатком граждане боятся потерять и то скудное, что имеют сегодня. Именно это даёт повод нынешнему «агитпропу» утверждать, что-де большинство россиян довольны жизнью.
Инфляция также намного больше официально провозглашаемой. Но даже если принять на веру её рост на 12 процентов в 2007 году, то для бедных она на деле будет означать не менее 20 процентов, ибо взлёт цен в том же году пришёлся прежде всего на продукты питания и услуги ЖКХ – на то, что составляет львиную долю их расходов.
Без развития реального сектора экономики и высоких технологий, без перераспределения общественного продукта в пользу неимущих, как то делается во всех цивилизованных странах с помощью прогрессивного налога, проблему бедности не решить. И потенциально взрывоопасную социальную ситуацию нам тоже не изжить при децильном коэффициенте официально 15,3:1, а реально – 30:1, в то время как в европейских странах он 6:1 – 8:1. А монетарный или немонетарный характер у нас инфляции – это пустые споры, пока мы будем сидеть на нефтегазовой игле.
В ПЕРВУЮ ГОЛОВУ
Что же в первую очередь стоит предпринять новому президенту?
Первое. Надо было бы организовать серию «мозговых атак» с участием крупнейших учёных, специалистов, сильных губернаторов и пр. Для чего? С одной стороны, для чёткого уяснения причин того редкого в мире феномена, когда страна, имеющая огромные финансовые ресурсы, не может ими с умом распорядиться и по важнейшим показателям бытия уже многие годы подряд катится назад.
С лидирующих или по крайней мере не слабых позиций в советские годы мы скатились по индексу человеческого развития на 65-е место, по уровню образования – на 30-е место, по качеству здравоохранения – на 130-е место, по качеству жизни – на 105-е место, по индексу социального развития – на 75-е место, по уровню экономического развития – на 35-е место.
А ещё и довели до полной деградации сферу высоких технологий, до грани потери машиностроение, до развала большую науку. Как пишет директор Института экономики РАН член-корреспондент РАН Руслан Гринберг, «пока никак не удаётся приостановить процессы примитивизации производства, дезинтеллектуализации труда и деградации социальной сферы».
«Мозговые атаки» нужны и для выработки позиции по стратегически важным проблемам. Так, например, делал Рузвельт.
Например, стоит ли нам тратить гигантские, в том числе заёмные, средства для строительства всё новых трубопроводов, скажем, для перекачки газа? А что будем делать, когда цены на углеводороды надолго упадут или когда появятся эффективные альтернативные источники энергии? У нас не будет никакой возможности для манёвра, и не мы, а нам потребители будут диктовать цены на наше сырьё. Не дальновиднее ли было бы предварительно сжижать газ и в таком виде его направлять потребителю по морю или суше? А легко добываемая нефть у нас вообще может скоро кончиться.
Второе. Давно очевидно, что надо экспортировать не грубое сырьё, а продукцию его переработки. Так в чём же дело? Да в том, что некому заставить чиновников и бизнес переходить от бесконечной болтовни к делу. Возьмём вопрос о «колониальной структуре торговли» с Китаем. Ещё несколько лет назад губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев обратился в правительство с предложением построить вдоль границы с Китаем заводы по переработке древесины, что во много раз увеличило бы доход с одного кубометра кругляка. В ответ ему сказали, что «мы не можем принимать решения, уменьшающие налоговую базу». Очень «мудро», не правда ли? Умные и деловитые китайцы тут же этим воспользовались и на китайской стороне границы создали огромный комплекс деревоперерабатывающих предприятий, и пошёл обмен, условно говоря, по принципу: мы им бревно за 20–40 рублей, а они нам стол за 500–100 рублей.
А как только возник план резкого увеличения поставок в Китай нашей нефти, китайцы тут же решили построить вдоль границы аж 20 заводов по её переработке. Если на китайской земле на торговле с нами выросли процветающие города Хэйхэ и Суйфэньхэ, ставшие Меккой для наших «челноков», то на нашей земле царят убогость и бездорожье.
В результате мы не только несём убытки, но и обезлюдиваем и так малолюдный Дальний Восток – за постсоветское время он потерял 1 миллион 740 тысяч человек. Но свято место пусто не будет...
Третье. Надо во главу угла поставить создание не горнолыжных курортов и туристических зон, а зон свободной торговли, специальных беспошлинных технологических зон, технопарков, венчурных фондов и бизнес-инкубаторов. И заботиться надо о развитии не игорной, а инновационной инфраструктуры. Браться за создание инновационной экономики серьёзно, а не так, как это мы до сих пор делали и делаем.
Иначе мы не только никогда не будем развитыми и богатыми, но и не сможем создавать принципиально новые виды оружия, основанные исключительно на высоком и высочайшем уровне развития науки и технологий.
Четвёртое. Надо постараться наладить хорошие отношения со странами Запада и ни в коей мере не допустить военного противостояния. Нам его не вынести. И модернизацию своей экономики мы можем осуществить только при сотрудничестве со странами Запада.
ШАНСЫ ЕСТЬ
Наибольшие шансы стать президентом, как всем давно понятно, у Дмитрия Медведева. Его выдвижение большинство россиян одобрило, и это уже хорошо. Значит, сможет действовать уверенно. Последние годы он работал в сфере «социалки», знает её проблемы, обещает повысить пенсии и зарплаты. Тоже плюс. Намерен развивать высокотехнологичную экономику. То, что надо.
Его выдвижение положительно было встречено и за рубежом. Тоже неплохо. В последнее время в отношениях между Россией и её соседями, а также ведущими странами Запада, как известно, возникло немало взаимных претензий. Медведев же постоянно подчёркивает, что Россия – страна европейской культуры и развивается в русле европейской цивилизации с учётом, разумеется, её исторических и национальных особенностей... И это верно.
Медведев представляет новое поколение лидеров, свободное от «заразной болезни» коммунистических авторитарных методов правления и одурачивания граждан. В Китае его назвали бы лидером третьего поколения руководителей. Так что шансы есть. Посмотрим, что получится.
Алексей КИВА