Неожиданное открытие в биографии выдающегося писателя русского зарубежья: Газданов родился не в 1903, а в 1902 году. Это подтвердили данные метрической книги.
Гайто Газданов, русский писатель-эмигрант осетинского происхождения, родился в Санкт-Петербурге 23 ноября (6 декабря) 1903 года – до сих пор примерно так начиналась любая биографическая справка или статья о жизни прославленного автора «Вечера у Клэр», «Ночных дорог» и «Призрака Александра Вольфа». Долгое время ни у кого из читателей и литературоведов не возникало повода хоть как-то усомниться в этих данных, пока на закравшуюся в них ошибку не обратила внимание Мария Тычинина, создатель проекта о занимательной генеалогии From Past With Love («Из прошлого с любовью»).
Для этого нужно было обратиться к метрическим книгам, в которых вплоть до 1918 года официально записывались все акты гражданского состояния в России (рождение, крещение, брак, кончина). Открыв в нужном месте метрику Санкт-Петербурга за 1903 год, обнаруживаем следующее: Гайто Газданов был крещён с именем Георгий 9 февраля 1903 года, а родился – 23 ноября (по старому стилю) 1902 года!
Там же чёрным по белому указаны сведения о родителях новокрещёного: «Санкт-Петербургского Губернского Акцизного Управления старший штатный контролёр, губернский секретарь Иоанн Сергиев Газданов и законная жена его Вера Николаева, оба православные и первобрачные».
Восприемниками (крёстными родителями) младенца стали «коллежский советник Константин Николаев Россиков и дочь статского советника Лидия Иосифова Абациева».
Константин Россиков был зоологом, натуралистом и путешественником, исследовал природу Северного Кавказа. Эти увлечения (а возможно, и совместная работа) роднили его с отцом будущего писателя, Иваном (Баппи) Газдановым, который служил лесничим и страстно любил природу и путешествия.
Что касается крёстной матери, Лидии Абациевой, то она приходилась Газданову двоюродной тётей. На момент крещения мальчика ей не исполнилось ещё и 15 лет, но церковные правила позволяли ей стать восприемницей. По действующим и поныне указам Святейшего Синода от 1836 и 1837 годов, крёстными родителями могут быть лица, достигшие церковного совершеннолетия, – мужчины с 15 лет, а женщины и вовсе с 13.

Малыша покрестили в од¬ном из старейших приходов города – Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской, что в Ямской, церкви. В наши дни этот нарядный храм, построенный в стиле необарокко, известен как Крестовоздвиженский казачий собор и по-прежнему радует глаз у пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала.
Есть и ещё одна важнейшая деталь в обнаруженном документе – приписка рядом с метрической записью: «По прошению от марта 1911 года о выдаче свидетельства».
– Это означает, что кто-то (скорее всего, родитель) для каких-то задач заказывал «справку» о рождении Газданова на основании метрики. Мне кажется, что ошибка закралась ровно тогда, в момент получения этого самого свидетельства. Писарь увидел, что метрическая книга – 1903 года, а пометку про 1902 год не заметил или забыл, – считает Мария Тычинина.
Копия метрической записи, полученная в марте 1911-го, вероятнее всего, потребовалась для поступления в учебное заведение. В том же году ушёл из жизни отец Газданова, что стало для семьи большим потрясением. Мать устроила сына в Петровский Полтавский кадетский корпус. Так начинаются его многолетние странствия по маршруту Полтава – Харьков – Крым – Константинополь – Шумен – Париж – Мюнхен (и это только основные точки).
Тема пути и жизни как странствия станет одной из ключевых в творчестве Газданова, и особенно радостно, что теперь к его собственной жизни можно смело «прибавить» ещё один год.
Запишем и запомним: русский писатель Гайто Газданов, годы жизни: 1902–1971.
Денис Краснов
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Нечипоренко, председатель Общества друзей Газданова:
– «ЛГ» посвятила Газданову уже несколько материалов, я писал о газдановском форуме и фестивале, которые прошли в 2022 и 2023 годах во Владикавказе, о десятках переводов Газданова, которые выходят по всему миру, Тамерлан Салбиев опубликовал в «ЛГ» статью к 120-летию со дня рождения пи¬сателя, но статья Дениса Краснова несёт сенсационное открытие: писателю нужно прибавить год! В ноябре 1920 года, когда он покинул Россию, ему было не 16, а полных 17 лет (и даже почти 18). Это важно для понимания мировоззрения писателя, которое сформировалось в лоне русской культуры. Впервые о такой поправке я услышал от главного редактора журнала «Дарьял» Алана Цхурбаева, но публикаций в СМИ не было, была лишь запись в телеграм-канале Марии Тычининой. Я попросил Дениса Краснова проверить эту информацию, и она полностью подтвердилась. Таким образом, 125-летний юбилей Газданова, о подготовке которого мы говорили на собрании Общества друзей Газданова, будет уже скоро – в 2027 году. Председатель правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев предложил создать оргкомитет для празднования юбилея Газданова, и это необходимо сделать в ближайшее время. Мы надеемся, что вскоре будет открыт памятник Газданову во Владикавказе, и будем рады, если там же будет открыт музей Газданова.