Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Прибежище людям в несчастьях

01 января 2007

Журнальный ВАРИАНТ

Надпись, высеченная над парадной лестницей ГМИИ, утверждает, что таковым является именно искусство. Девиз этот с полным правом мог бы избрать себе и журнал «Русское искусство», за которым «ЛГ» наблюдает уже не первый год.

Первый номер года был посвящён открытиям в искусстве. Но не ищите на его страницах громких сенсаций. Не потому, что они в искусствоведении большая редкость, а в силу того, что «малость» и «великость» в сфере научных изысканий суть величины относительные. Сомневающиеся в сей простой истине могут обратиться к авторитету Игоря Грабаря: «Я никогда раньше не подозревал, что эти скучные с виду старые бумаги, послужные списки, кляузы, метрики, прошения и реляции на них таят в себе столь ценный и, главное, столь увлекательный материал. Вкусив от этого архивного яда, я был им навсегда отравлен».
Что перетянет, если на одну чашу весов положить единственную икону – «Спас нерукотворный» XIII века, обнаруженную Марией Реформатской в церквушке маленького села, затерянного в Пошехонье, а на другую – Спасо-Преображенскую церковь в Полоцке, которую Владимир Сарабьянов оценивает как одно из главных открытий последних лет в области древнерусской живописи? Что прибавит к пониманию творчества Шагала уточнённая дата его первого приезда в Париж? Для настоящего исследователя такого вопроса не существует.
Первооткрывателями могут быть не только профессионалы, но и просвещённые любители, не отягчённые брендовым сознанием и кастовыми ограничениями: Юрий Носов в «Премьере коллекций» проводит чёткую грань между собирателем с тугой мошной и подлинным коллекционером, идущим непроторёнными тропами. Такие дороги нередко приводят туда, где ждут своего часа незаслуженно забытые шедевры. Русское храмовое монументальное искусство первой половины XIX века, о котором с искренней болью пишет Анна Павлова, давно обесцененное профанами от искусствоведения и чуть не уничтоженное революционными энтузиастами, всё ещё ждёт тех, кто сможет открыть миру его красоту и величие.
Второй номер «Русского искусства» можно считать своеобразным путеводителем в странствиях по обеим российским столицам, причём путеводителем, «переизданным» по просьбам читателей, что в журнальном деле большая редкость. В этом журнале собраны лучшие публикации из нескольких номеров прошлых лет, успевших стать библиографической редкостью, не только не утратившие своей актуальности, но и заигравшие новыми смыслами, как, скажем, «Санкт-Петербург. Формула красоты» Дмитрия Швыдковского или «Российская Голгофа» Евгении Кириченко о храме Спаса на Крови. Но делать номер исключительно «репринтным» не стали. К юбилею войны 1812 года был подготовлен материал о воине-художнике Альбрехте Адаме, прославленном баталисте, которому так и не привелось увековечить триумф французской армии.
Кстати, этот номер тоже построен на гармоничном сочетании великого и малого: с фундаментальными материалами соседствует крошечное эссе, посвящённое зеркалу из коллекции Государственного Эрмитажа. Истинного ценителя одна его роза восхищает не меньше, чем пышный букет.
Третий номер получил название «Россия и Запад». Из воистину безграничной темы авторы вычленили плоскость расширения смысловых и языковых возможностей искусства. Олег Кривцун исследует взаимосвязь открытий вне сферы искусства (систем Коперника, Дарвина, Фрейда) с процессами, происходящими внутри него, выстроив замысловатую траекторию от Брейгеля, через художников эпохи Просвещения, до Дали. Растущий объём информации притупляет восприятие, вынуждая художников искать всё более сильные средства воздействия на зрителя и оптимальные (если это вообще возможно) пропорции человеческого и «античеловеческого» в современном искусстве, которое от десятилетия к десятилетию становится всё жёстче и беспощаднее и к человеку, и к миру. Останется ли оно и в дальнейшем прибежищем в несчастьях – вопрос уже, пожалуй, из разряда риторических.
Принцип, по которому весьма разные по направленности и энергетике материалы собраны под одной обложкой, выявить не так-то просто. У читателя есть над чем поломать голову, вплетая в единый контекст материалы Натальи Автономовой и Любови Савинской, посвящённые формированию собрания ГМИИ, статью о добром гении Павловска Анатолии Михайловиче Кучумове и исследование Ирины Лейтес о художнике Левицком и русских розенкрейцерах. Одной настроенности на восприятие новой информации ему будет явно недостаточно. При всей своей академичности, «Русскому искусству» удаётся сбивать существующие в читательской голове шаблоны, свойственные журналам о серьёзном искусстве, что и обеспечивает ему необщее выражение лица в ряду себе подобных.

В.П.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS