Продлена выставка памяти Юрия Холдина
Выставка памяти фотохудожника Юрия Холдина, представляющая его проект «Свет фресок Дионисия – миру», которая открыта в Аптекарском приказе Музея архитектуры на Воздвиженке, продлена до 21 сентября.
Юрий Иванович Холдин знаменит тем, что сделал беспрецедентную съёмку фресок храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове. Это один из древнейших православных храмов, который в XV веке расписывал «премудрый иконник» Дионисий с сыновьями.
Холдин как перфекционист ставил перед собой задачу почти нереальную. Сделать съёмку фресок при дневном свете, который изменчив, как облачка на небе. Добиться освещения, какое бывает в полдень. Сохранить целостность композиции Дионисия. Фактически он готовил съёмку, словно ставил фильм: с режиссёрской раскадровкой, с лесами, специальными осветительными приборами и т.д. И всё это – ради правильного кадра. Такого, который бы сохранил неповторимость оттенков цвета и все трещинки, оставленные временем. Такого, который бы донёс строгость древних ликов, воздушную громаду пространства храма, последовательность развёртывания мысли иконописца. Неудивительно, что такая работа потребовала пяти лет. Когда профессионалы узнают, что все эти пять лет он работал в одиночку, полагаясь только на собственные средства, они разводят руками: «Это практически невозможно». Сегодня уже можно сказать: Холдин сделал невозможное.
Фотопроизведения Холдина открывают возможность диалога с фресками для каждого зрителя. С тщанием и уважительным вниманием представлен практически каждый персонаж настенной росписи. Библейские праотцы, святые и мученики получают свои фотографические образы как минимум в двух вариантах. Первый – позволяющий увидеть его место в контексте фрески, второй – крупный план, открывающий индивидуальную выразительность взгляда и облика, запечатлённую древним мастером и донесённую современным. И ещё – они теряют свою молчаливую безымянность неизвестных фигур из прошлого. Благодаря работе Екатерины Даниловой, соавтора Юрия Ивановича и его вдовы, составившей комментарий к фотографическим произведениям, они обретают имена, а с ними – историю, донесённую преданием.
Холдин сумел подчинить всю мощь своего таланта, всю страстность натуры передаче послания Дионисия. И именно в тщательнейшем, бережном отношении к канону и традиции сумел обрести свободу художника.
«ЛГ», с которой Юрий Холдин сотрудничал последние годы своей – увы! – недолгой жизни, настойчиво рекомендует читателям побывать на выставке «Свет фресок Дионисия – миру».