Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Придут ли актёры к зрителям?

01 января 2007

МОСКОВСКИЙ    ВЕСТНИК

Александр ОРЕШИНВ столице стартует новая городская целевая программа по созданию своего рода телефонда лучших столичных театральных постановок. Об этом беседа обозревателя «ЛГ» с депутатом Московской городской думы, председателем Комиссии по культуре и массовым коммуникациям, народным артистом России Евгением ГЕРАСИМОВЫМ.

– Евгений Владимирович, хочу напомнить, что «ЛГ», в том числе с вашей помощью, не раз рассказывала о действовавшей более десяти лет городской целевой программе правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов, мы издавали специальную вкладку «Наше московское кино». У программы были достижения, однако из года в год выявлялся принципиальный изъян: большинство фильмов до зрителя не доходили. Не повторится ли ситуация вновь? И поставлен ли крест на поддержке Москвой телесериалов, направленных на воспитание высоких человеческих качеств? Какая позиция сегодняшнего руководства города?

– В Москве огромное внимание уделяется развитию культуры, несмотря на финансовые и прочие проблемы. За последние десять лет финансирование по разделу «Культура» увеличилось в 12 раз и в нынешнем году составляет около 48 миллиардов рублей. Если же вспоминать программу по созданию отечественных телефильмов, то она в своё время, по сути, сохранила московскую киноиндустрию, прежде всего кадры. Однако следует прямо сказать, что в последние годы в рамках программы отчётливо проявилась тенденция к выпуску, мягко говоря, не очень качественной продукции. На это были объективные причины, но во многом виноваты и сами кинематографисты.

Отбор компаний, которым давались возможности получать финансирование в рамках программы, шёл на основе печально известного 94-го закона. В ходе тендеров среди соискателей проводился и творческий конкурс, но некоторые компании настолько занижали цену, что их творческие возможности в сравнении с другими на фоне объявленной цены практически не принимались в расчёт. Несмотря на то что реально снять качественное кино за такие деньги было невозможно. За сто рублей ведь дворец не построишь! Но в силу разных причин возобладал подход: лишь бы выиграть, получить деньги, а там уж не так и важно, какой будет художественный результат.

– Но при этом было создано немало превосходных лент! И вы, и я многие из них видели, пользуясь дисками, подаренными нам самими кинематографистами!

– В том-то и дело. Самое печальное, отчего и был приостановлен (подчеркну: приостановлен) этот замечательный проект, – это прокат телесериалов. Разбираясь в этом, новое правительство Москвы увидело, что реализация отснятых телесериалов, как и весь отснятый материал, были переданы лишь одной компании. Сейчас идут судебные разбирательства, и как депутат я не вправе предварять их итоги, пусть суд во всём разберётся (для наших читателей сообщаем, что речь идёт о компании ООО «АртПикчерс Групп ТВ». – Прим. ред.).

Да, был договор, всё вроде бы законно, но, по словам представителя Департамента СМИ и рекламы, налицо явное нарушение закона о госзакупках! Москва перестала быть хозяином созданной на её средства кинопродукции, ей диктуют условия продажи и использования того, что ей принадлежит. Продолжать в таких условиях программу – значит позволить неэффективно использовать бюджетные средства.

Парадокс. К нам обращаются из-за рубежа с просьбами предоставить кино, снятое при поддержке правительства Москвы, особенно интересуют экранизации русских писателей-классиков. Таких работ в рамках программы немало! Не можем! Не хозяева! В итоге единственным возможным решением была приостановка действия программы.

– Выходит, новая программа «театральных фильмов-спектаклей» возникла как бы спонтанно?

– Я бы так не говорил. Я много раз предлагал качественно снять блистательные театральные работы наших великих мастеров. И сейчас мы реально можем создать золотую коллекцию лучших театральных спектаклей, сделав это на самом высоком уровне, а не с кондачка, не одной-двумя телекамерами. Нужна качественная режиссура со съёмками за кулисами, с диалогами с артистами во время спектакля, передающая атмосферу подмостков. Это должен быть своего рода качественный телефильм-спектакль как самостоятельное художественное произведение на основе той или иной постановки.

– Что уже предпринято?

– Город объявил конкурс по разделам: русская классика, живые легенды, музыкальный спектакль, спектакль для молодёжной аудитории… Всего 8 номинаций. Перед конкурсной комиссией, а в неё вошли творцы, уважаемые представители театрального и киномира, стоит непростая задача. Проходит конкурс на съёмку спектаклей, проходит открыто, все заявки можно найти в Интернете. К сожалению, опять появляются компании, готовые демпинговать, сбрасывать цену вполовину. Есть такие, которые готовы снять четыре спектакля за два летних (!) месяца, хотя в это время практически все театры в основном находятся на гастролях. В этой ситуации особая ответственность лежит на конкурсной комиссии. Откровенно дем­пингующим компаниям надо выставлять понижающие баллы. И, конечно, основным критерием отбора должен быть профессиональный потенциал компании, а не финансы и сроки, как это пока часто происходит. Другие надеются представить заранее снятые и не всегда качественные спектакли (снятые 1–2 камерами – такие случаи уже были) и т.д.

Сегодня необходимо создать такой механизм, который позволил бы профессиональным кинематографистам становиться победителями конкурсов и создателями качественных сериалов с учётом авторских прав. И одновременно не допускать к таким проектам случайных или недобросовестных людей.

В случае положительного результата при реализации творческого замысла по созданию кинотелеспектаклей я готов обратиться к мэру Москвы с просьбой возобновить финансирование телесериалов. Хочется верить, что и в этой области совместными усилиями удастся навести порядок. Удалось же усилиями правительства Москвы и общественности ликвидировать лишнюю перегружавшую город рекламу, искажавшую историческую перспективу, не говоря уже о её содержании. За это особое спасибо Департаменту СМИ и рекламы.

Беседовал Владимир СУХОМЛИНОВ

Обсудить в группе Telegram

Владимир Сухомлинов

обозреватель отдела «Политика»... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS