Кажется, что учебная литература не допускает вольностей, признавая лишь академическую строгость, а жанры, традиционно именуемые лёгкими, напротив, дают полную свободу. Так ли это, сегодня размышляет главный редактор издательства «Форум» Светлана СИЛЬВАНОВИЧ.
– На что вы ориентируетесь, выбирая книгу для издания?
– Прежде всего ищем в ней приглашение к сотворчеству. Ведь главная проблема учебника в том, что у абсолютного большинства он ассоциируется со словом «скука». Зазубривание, монотонное повторение, вот вам правило или приём, заучите его и будьте счастливы. А то, что заученный подобным образом материал более чем затруднительно применить на практике, авторы учебной литературы, да и сами преподаватели, учитывают далеко не всегда. А если дать человеку возможность самому прийти к каким-то выводам, понять, скажем, откуда берётся музыка и что это такое, как делает Алексей Исенко в выпущенной нами «Школе игры на фортепиано», то достичь результата будет легче, и закрепится он намного лучше.
Исенко взял за основу своей методики моделирование творческого процесса. Учащийся шаг за шагом воспроизводит работу композитора, «выращивает» из музыкальной темы законченное музыкальное произведение.
У нас готовится несколько книг о роли игры в человеческой жизни. Игра – это всегда взаимное сотворчество, и поэтому она так важна для глубокого понимания предмета. Начало этому направлению было положено книгой Г.И. Репринцевой «Игра – ключ к душе ребёнка». Многие авторские разработки в этой книге успешно используются в работе с детьми и семьями – жертвами бесланской трагедии.
У нас учебники… странные! Да, как-то так получается, что большинство наших учебников оказываются авторскими и нестандартными. Они имеют министерский гриф, они соответствуют программе, рекомендованы для использования в учебных заведениях, но тем не менее они необычные, хотелось бы даже сказать, уникальные. С творческой жилкой написаны эти учебники, нам это кажется очень важным. Наши авторы не просто отписываются, хотя искушение поступить так при работе надо учебником велико как никогда. Ан нет! Например, Вадим Георгиевич Слагода, который пишет учебники по экономике, так он не позволяет нам просто допечатывать тираж, а к каждому переизданию практически переписывает заново свой учебник, чтобы учесть в нём самые новые тенденции.
– А преподаватели готовы воспринимать новшества?
– Судя по тому, что наши учебники пользуются спросом в техникумах, колледжах и училищах, читателей это устраивает. Есть у нас книги, которые хоть и рекомендованы для обучения, но сами по себе являются узнаваемыми произведениями. Например, мы сейчас выпускаем книгу известного искусствоведа В.Б. Мириманова «Первобытное и традиционное искусство». Книга не переиздавалась лет тридцать, а мы не просто сделали переиздание, но заново отредактировали её. По согласованию с наследниками автора, конечно.
– Есть ли у вас книги, рассматривающие историю с необычных точек зрения?
– Да, вот, например, «Пудинг из промокашки. Хиппи как они есть», написанная филологом и посвящённая истории хиппи. Очень интересная аналитическая вещь – как это движение началось, в чём были его особенности на Западе и у нас, каковы хиппи сейчас, сколь сильно это движение и его философия повлияли на развитие современной культуры. Это и исторические зарисовки, и анализ, и воспоминания людей, знавших движение изнутри.
Но нестандартные учебники возможны в любой области знания. Скоро у нас выйдет «Теория языкознания», подготовленная питерским педагогическим университетом имени Герцена. А «Экспертиза художественных изделий» – это будет, скорее, энциклопедия, чем учебное пособие.
– Где вы берёте подходящих авторов?
– Сначала мы искали нестандартно мыслящих и пишущих людей, а теперь они сами нас находят. Если определить наш главный принцип, то, по-моему, каждая книга должна вызывать неподдельный интерес, чтобы не было потока. Хотя книжный поток, как мы видим на примере больших издательств, – дело весьма денежное. И глупо было бы отрицать, что деньги важны. Конечно, они для всех важны, и мы тоже не возьмёмся выпускать книжку, которую совершенно не представляем, как продавать. Но всё-таки для нас очень важен кайф от того, что мы делаем!
– Насколько известно, вы ещё и фантастику выпускаете…
– А с фантастикой мы едва не прогорели. Этот жанр пользуется вниманием крупных издательств, которые обновляют ассортимент очень быстро. У нас же такого количества книг не получается. Поэтому магазины почти перестали брать нашу фантастику – книги этого жанра очень быстро устаревают. Понимаете, книга, допустим, «Национальный стиль в русской архитектуре» может продаваться и год, и два, и три – она не устареет. И учебное пособие по какой-нибудь классической области науки, где все принципы уже сформулированы, теоремы доказаны, законы открыты, может продаваться долго. Техническая литература тоже почти не устаревает, если она посвящена не самым новейшим технологиям. А в фантастике, как оказалось, новизна самой книги очень важна, и этих новых книг выпускается так много, что мы не в силах конкурировать с тем валом, который обеспечивают крупнейшие издательства. То есть и фэндом нас поддержал, и на конвентах наши авторы получали призы, а вписаться в поток – тут мы что-то не рассчитали.
– Фантастика в былые времена являлась неким «заповедником свободы», а сейчас этот жанр отнюдь не предполагает полной свободы творчества, как по-вашему?
– Конечно, если жанр массовый, а значит, неминуемо серийный, он будет напичкан ограничениями для авторов. И шаг вправо, шаг влево – всё, книга в серию не вписывается. А небольшая серия вроде нашей не вписывается в политику книжных магазинов, у которых полки не резиновые, а значит, они стараются брать то, что гарантированно и легко продастся. Для штучной литературы это хоть и неприятно, но всё же: раз такого ни у кого нет, а спрос всё-таки есть, то её удаётся потихоньку продвигать на книжный рынок. Автор, пишущий фантастику, должен либо сознательно рассчитывать, для какой серии, выпускаемой каким издательством, он пишет – а это, увы, заведомо не предполагает избытка умных мыслей и необычных сюжетных ходов, скорее, наоборот – либо уходить в синтетическую, многожанровую литературу, если вписаться в серию не получается никак. К счастью, сейчас художественная литература весьма активно пользуется приёмами из арсенала фантастики, поэтому найти выход из ситуации возможно.
Страницу подготовила