Очередная «Золотая сотня» пришла от Михаила Чижова, члена Союза писателей России из Нижнего Новгорода. Для начала даём предисловие и послесловие самого автора, чтобы был понятен принцип подбора книг. «Предваряя сотню самых любимых и значимых для меня книг, отмечу, что по выбору их можно легко определить не только эстетические, но и политические пристрастия читателя». В примечании довольно эмоционально замечено: «1. Эти книги всегда хочется взять и перечитать, они все есть в личной библиотеке. Приходится себя удерживать. 2. Исторические книги нужны для дела и для разрешения споров. 3. Боже мой, сколько ещё замечательных книг, коим не хватило места, но в жизни всегда приходится выбирать».
Опираясь на второй пункт из вышесказанного, открывают сотню «Народные русские сказки, собранные А.Н. Афанасьевым». Далее следуют «Слово о полку Игореве» и Библия (книги Нового Завета). Нашлось место и для «Российской истории» Татищева и «Истории государства Российского» Карамзина. И, естественно, сообразуясь с посылом составителя, – Пикуль, «Миниатюры».
Список классиков, с одной стороны, отличается взвешенностью и сообразностью – порадовало появление Ивана Ефремова, Василия Шукшина, Юрия Бондарева и Валентина Распутина, а также Василия Белова и Василя Быкова; с другой – удивило присутствие в списке «В лесах» и «На горах» Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского). Этому писателю отданы сразу два пункта, тогда как Чехову, Куприну, Горькому, Булгакову и Шолохову – по одному.
Довольно сурово обошёлся Михаил Чижов и с отечественными поэтами. В списке присутствуют только Пушкин, Тютчев, Есенин. Торжественно замыкает этот список талантливый бард Высоцкий. Но позвольте! А где же Лермонтов? Где Фет? Где Баратынский и Анненский? Где Блок, Маяковский, Гумилёв, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, Пастернак?.. Забыл, что ли? Или не счёл необходимым знакомство школьников с этими именами?
Из современных авторов предлагаются два имени: Дина Рубина «Двойная фамилия» и «Грех» Захара Прилепина. Даже не обсуждая художественные достоинства упомянутых текстов, стоит ли в который раз говорить о том, что современных авторов упоминать не совсем корректно, произведения должны отстояться, пройти проверку хотя бы двумя поколениями читателей, чтобы получить право считаться классикой и рекомендоваться к изучению в школе?
Что касается зарубежной части «Золотой сотни», то здесь картина такая. Открывается она Гомером, как и почти во всех списках, ранее присланных в редакцию. Далее следует «Дон Кихот» Сервантеса – с этим не поспоришь. Три пункта отданы Шекспиру, три – Джеку Лондону и два – Марку Твену. Писатели, бесспорно, хорошие, и изучать их в школе нужно. Но жаль, что не хватило места другим, не менее значимым, например, Драйзеру, Теккерею, Бальзаку, Мопассану и Золя. Тогда как по одному пункту досталось Арчибальду Джозефу Кронину («Цитадель»), Джеймсу Олдриджу («Последний дюйм») и аж два пункта – Ирвину Шоу («Тихий американец» и «Молодые львы»). В зарубежной части тоже практически отсутствует поэзия. Кроме Гёте, школьники из данного списка ни о ком больше не узнают. Гёте, конечно, гений, но всё же, согласитесь, – невозможно составить впечатление о зарубежной поэзии только по нему одному…
Итак, «Золотая сотня» от Михаила Чижова оказалась прозаически обильна и поэтически засушлива. Это тем более удивительно, что автор списка – наш коллега-литератор. Хотя, возможно, это не его вина. Дело – в жёстком ограничении: всего сто книг. Ото всех смельчаков, приславших в редакцию свои варианты списков, слышатся одни и те же стоны: это слишком-слишком-слишком мало. И, как верно заметил Чижов, приходится себя удерживать.