Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 марта 2014 г.
  4. № 12 (6455) (26.03.2014)
Литература

Прикосновение к подлиннику

26 марта 2014

В октябре 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта России Михаила  Юрьевича Лермонтова. В преддверии юбилея завершена начатая в 2011 году реставрация Дома-музея на Малой Молчановке – единственного сохранившегося  в Москве здания, которое помнит поэта. В этом доме он жил с 1829 по 1832 год, когда учился в Московском университетском благородном пансионе и в Императорском Московском университете.

Дом-музей, отдел Государственного литературного музея, пока безлюден и пуст, и в зеркале паркета отражаются лишь высокие окна. Экспонаты ещё не вернулись на свои привычные места, и только в большой гостиной в одиночестве томятся старинные клавикорды. Когда-то здесь звучало фортепиано, пела скрипка: юный Михаил Юрьевич любил музицировать и с удовольствием исполнял для своих гостей арии из опер. А стены малой гостиной помнят страстные литературные споры и задушевные беседы поэта и его друзей...

По звонкой сосновой лестнице поднимаюсь в мезонин. В небольшом кабинете поэта бродит только эхо, но скоро интерьер оживёт. Скромную обстановку студенческой «кельи» вновь украсят изображения герба древнего рода Лермонтовых (отрок живо интересовался фамильной генеалогией): на щите с золотым полем – чёрное стропило как символ силы рода, щит увенчан дворянским шлемом с дворянской короной, внизу девиз: SORS MEA JESUS – «Судьба моя – Иисус».

Подбор гравюр в кабинете тоже неслучаен: «Вид Кавказа» будил воображение свободолюбивого юноши, нежный лик «Мадонны с младенцем» с картины Рафаэля напоминал ему о матери, которую он рано потерял…

Гравюра с видом колокольни Ивана Великого займёт своё прежнее место над бюро с рукописями Лермонтова. К 18 годам он написал около 250 лирических стихотворений, 17 поэм, 3 драмы, и многое вышло из-под его пера в уединении этого кабинета.

Возвратятся на эти стены и портреты его кумиров – Пушкина и лорда Байрона. На полки книжных шкафов снова встанут в ряд сочинения Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Шекспира, Гёте, Руссо, Байрона – безмолвных учителей и собеседников юного гения, который предощущал и своё избранничество, и свой трагический жребий.

Больше 30 лет Валентина Брониславовна Ленцова преданно служит Дому Поэта. У неё обезоруживающая улыбка и мягкий голос, но Ленцова становится непримиримой воительницей, когда речь идёт об интересах музея. На её изящном рабочем столе – ноутбук, одна из немногих в этих стенах примет информационного века. Благодаря новым технологиям связь с мемориальными домами-музеями поэта в Тарханах, Пятигорске, Тамани – уже не проблема.

– Наш дом имеет свою удивительную историю: представьте, он ровесник поэта! – говорит Валентина Брониславовна, открывая большую папку – историко-архивное обследование центра города Москвы. В нём – вся история строения. На первых страницах – план квартала и сохранившийся чертёж дома № 2 по ул. Малая Молчановка. Он был построен после разрушительного пожара 1812 г. в марте 1814-го. Его владелец, купец 1-й гильдии Пётр Михайлович Чернов, в 1815 г. сдал дом писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. Писатель арендовал дом дважды: во второй раз Аксаковы жили здесь с 1827 по июнь 1829-го. А ровно через два месяца здесь поселилась Елизавета Алексеевна Арсеньева с любимым внуком: отсюда ведь рукой подать до Московского университетского благородного пансиона на Тверской. Неподалёку, на углу Поварской и Большого Ржевского переулка, находился и храм Ржевской иконы Божией Матери, прихожанами которого они были. Великим постом Михаил Юрьевич исповедовался в этом храме, о чём была оставлена запись в церковных книгах.

Даже во время реконструкции музейная жизнь не замирала: как отказать посетителям, приехавшим сюда издалека!

– Прошлым летом туристы из Италии очень хотели побывать в доме любимого поэта, – увлечённо рассказывала В.Б. Ленцова. – Экспозиция закрыта, ремонт в разгаре, но они умоляли: покажите нам хоть что-то! Я провела их на чердак и показала массивные верхние венцы сруба и стропила, на которых держится крыша: это подлинные, ни разу не менявшиеся элементы строения начала XIX века. Итальянцы благоговейно прикасались к дереву и спрашивали меня: неужели это дерево помнит Лермонтова? Чтобы ощутить эпоху, достаточно прикосновения к подлиннику… С тех пор пока шла реставрация, мы даже иногда водили людей сюда, в чердачное помещение, и представьте, равнодушных не было!

Впрочем, экскурсии, которые проводит Валентина Брониславовна, никого не могут оставить равнодушными. Она рассказывает о Лермонтове с такой сердечной теплотой, как будто доверяет вам глубоко личную историю, и, заворожённо внимая её по-старомосковски неторопливой речи, вы сопереживаете юному Михаилу Юрьевичу вместе с ней… Неслучайно же многотомная книга отзывов музея читается как увлекательный роман.

– Коллектив у нас маленький, но очень хороший, – говорила Валентина Брониславовна с гордостью.

Сотрудники музея Ольга Белозерская и Александр Спивак – настоящие единомышленники В.Б. Ленцовой. Она искренне восхищается их профессионализмом и разносторонностью: Ольга по образованию – искусствовед. Александр – историк, журналист. Оба проводят экскурсии, в том числе на иностранных языках, вдохновенно читают лекции, организуют передвижные выставки.

В прошлом году их маленький коллектив решил отметить день рождения Михаила Юрьевича – 15 октября – необычным образом: подняться на колокольню Ивана Великого в Кремле и по очереди вслух читать сочинение юного поэта «Панорама Москвы», посвящённое древней столице, которую он любил «как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!» В эти минуты они переживали незабываемые ощущения, любуясь Москвой XXI века – городом, в архитектуре которого причудливо смешались времена и стили.


Тэги: Михаил Лермонтов 200летие
Обсудить в группе Telegram

Елена Рябоконь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Открытие поэта

    08.12.2021
  • Тайна гибели Лермонтова: 180 лет спустя...

    27.07.2021
  • «Дуэли не было – было убийство»

    20.07.2021
  • Святое вечности зерно...

    20.07.2021
  • Печальная тишина

    06.07.2021
  • Восхождение: путевой дневник литератора

    33 голосов
  • Нет, я не Байрон, я другой

    29 голосов
  • «Дуэли не было – было убийство»

    28 голосов
  • Казус Столыпина

    24 голосов
  • Святое вечности зерно...

    22 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS