Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 мая 2025 г.
  4. № 20 (6984) (21.05.2025)
Литература

Прикосновенный запас Игоря Волгина

Он передаёт не мёртвую статуэтку традиции, но способ добывания огня

21 мая 2025

Василий Нацентов

Игорь Волгин. Прикосновенный запас: стихи разных лет. – М.: Русский ПЕН-центр; Общественная палата деятелей культуры и искусства. – 376 с. – 1000 экз.

Пять лет назад я участвовал в опросе о самом ярком дебютанте уходящих десятых. Долго перебирал имена своих ровесников, но никак не мог остановиться на ком-то одном – многие в это время, сытое и предгрозовое, начинали, некоторые даже сумели пробиться в серьёзную литературу. Но чей дебют был самым выразительным, самым заметным? И вдруг вспомнилась строфа:

Этот мальчик желает пробиться,

примелькаться, вписаться в строку,

удостоиться званья провидца,

очутиться в известном кругу…


Игорь Волгин! Заговоривший после тридцатилетнего молчания – какой ещё поэт может себе такое позволить! – смело, свежо, современно. С моей стороны это была, конечно, некоторая дерзость – назвать дебютантом знаменитого Волгина, но я всё-таки решился. Это было правдой. Появился новый поэт – по-настоящему молодой, сильный. Игорь Леонидович тогда написал мне: «Привет от дебютанта – дебютанту!»

За тридцать лет поэтического молчания Игорь Волгин стал видным историком, исследователем русской литературы, крупнейшим специалистом по Достоевскому, автором великолепных книг, переведённых на многие языки и обозначивших новый виток в развитии мировой исторической прозы. «Последний год Достоевского», «Родиться в России», «Колеблясь над бездной», «Пропавший заговор», «Ничей современник», «Странные сближенья» – в этих книгах не только и не столько история литературы, но история самой России, сложная, противоречивая. Стоит сказать и об авторской программе Игоря Волгина «Игра в бисер», лучшей передаче на нашем телевидении, о журфаке МГУ и Литературном институте, где Игорь Леонидович много лет профессорствует, о легендарной студии «Луч», из которой вышли почти все современные поэты, о Фонде Достоевского… Всё это – Волгин! Но в первую очередь, думаю, всё-таки поэт…

Впервые я прочёл его стихи в блестящем эссе Евгения Евтушенко «Поздние, но не запоздалые стихи» и сразу же, с ходу запомнил их наизусть: «гениальное до строчки» «Я родился в городе Перми…», «Отец уже три года не вставал…», другие вещи, которые идут со мной по жизни, помогают жить.

Евтушенко писал: «Я давным-давно заждался стихов, которые были бы так блистательно созданы из собственных, а не взятых взаймы образов, интонаций и даже, чего уже никак не ожидалось, из ювелирно выточенных тоже своих-своишеньких ошеломляющих рифм, когда казалось, что они безвозвратно истощились и не возродятся, да ещё в какой-то волшебной контекстовой неслучайности». Евгению Александровичу, которым тогда, в школе, зачитывался (как когда-то и сам Волгин), я верил безоговорочно.

И вот передо мной книга избранных стихов Игоря Волгина «Прикосновенный запас», вышедшая в этом году в серии «Библиотека Русского ПЕН-центра». Почти четыреста страниц. Многие стихи я, конечно, хорошо знаю, но всё равно перечитываю – от настоящей поэзии трудно оторваться.

Каждое стихотворение отмечено условной временной привязкой – XX или XXI век, хотя почти всегда можно догадаться – как и у многих больших поэтов (вспомним Мандельштама, Пастернака, Заболоцкого), ранние и поздние стихи значительно отличаются.

В этой книге перед нами два поэта – два разных Волгина.

Первый – ранний, шестидесятнический, часто восторженный, полный надежд.

Мрачнеют сосны, –

         жертвенный костёр

уже бушует в близости опасной!

И, как орган, заполнивший костёл,

гудит в них ветр,

                безумный и ненастный.


Вспоминается Левитанский: «Огромный медленный костёр / в конце аллеи где-то / гудит, как траурный костёл, – / там отпевают лето». Это 1959 год. Какое особенное, сразу ясное, но едва ли просто объяснимое родство интонаций! И дело не только в рифме «костёр» – «костёл», благодаря которой я вспомнил Левитанского и которая, кстати сказать, на излёте «оттепели», уже после танков в Праге, всплывёт и в шуточно-грустной песенке Юрия Визбора «Велосипед». И в этих сближениях нет никакой странности – «очевидно, такая эпоха», как сказал другой поэт.

Вот ещё из тех ранних волгинских тетрадей:

Я вас люблю, ночные города,

как девушек, застигнутых весною.

Я по бульварам шляюсь до утра,

обрызганный машиной поливною.


Одна из главных и говорящих примет «оттепели» – поливная машина, когда, казалось, сама природа хотела очиститься от страшных десятилетий сталинизма. Вот у Евтушенко, например: «Сопя, ползёт машина поливная, / смывая пыль с асфальта и давая / возможность отражения огням». Белла Ахмадулина и вовсе сравнивает себя с ней: «Вокруг меня приплясывали дети, / как около машины поливной».

Игорь Волгин отлично вписывается в ту эпоху, хотя и, как замечает Евтушенко, не написал «ничего такого, что попало бы в главную болевую точку происходящего и неотдираемо приклеилось к памяти», но ведь и «не испортил своего имени ни плохими стихами, ни плохими поступками, как это случилось со многими».

Впрочем, Волгин такой же, да не такой. Да, здесь и стихи о строительстве московской кольцевой дороги, и о концерте на Братской ГЭС, но голос его чуть уязвимей, чуть скромнее – и он нисколько не стесняется этого, хотя нигде не говорит напрямую, как это иногда делали «тихие лирики». Волгин – лирик «городской», «шумный», он должен читать перед огромной толпой у памятника Маяковскому. Стихи его на первый взгляд сугубо шестидесятнические, узнаваемые, а всё ж таки свои, волгинские – как будто уже из совсем другой эпохи, из наступающих семидесятых.

* * *

За пять минут до битвы Курской,

как водится, в тени ветвей,

на полосе ничейной, узкой

шальной защёлкал соловей.


За пять минут до канонады,

в лесу, на линии огня,

он выводил свои рулады,

в ночи отчаянно звеня.


Но бог войны, тоской объятый,

с азартом сумрачным в крови

воскликнул: «Чур, певец проклятый,

певец небес, певец любви!»


И пушки грянули. И с тыла

рванулись танки на простор.

...И в мире стало всё как было,

как всё в нём было до сих пор.


Эти стихи – явление уже не шестидесятническое, а скорее семидесятническое, когда нормой стало не счастливое и восторженное, но правдивое, часто страшное. Такое миропонимание идёт, может быть, не столько от поэзии, сколько от прозы – той самой русской, психологической. В этом смысле уход Волгина-поэта в историю и в исследовательскую прозу, в Достоевского кажется вполне логичным.

Игорь Леонидович часто повторяет, что поэзия не прощает измен, даже с Достоевским. Но я снова позволю себе небольшую дерзость: никому не прощает, а Волгину простила!

Вот первое стихотворение после трёх десятилетий молчания. Февраль 2011 года.

* * *

Времени всё истончается нить,

как ты ни нукай.

Надо бы что-нибудь сочинить

перед разлукой.


Может быть,

         в прозе излить свою желчь –

в чёрта ли, в Бога ль –

и, написавши, немедленно сжечь,

плача, как Гоголь.


И расточится мой дивный талант

в замяти росской,

и не почтит меня жлоб-аспирант

вежливой сноской.


И умиленье мой тихий отвал

вызовет в детях,

ибо не слишком я их доставал,

канувший в нетях,


где неизбывных грехов моих рать

мама лишь видит…

Как бы мне к жизни своей подобрать

сносный эпитет?


Может, и вправду забацать стишок

с рифмой-подлюгой,

может быть, выпить на посошок

с давней подругой?


Глядь, на исходе осеннего дня

в Первопрестольной

други-поэты помянут меня

с грустью пристойной.


И завиляет обрубком хвоста

пёс мой подлиза.

И, похмелившись, отверзнет уста

бедная Лиза.


Рифма-подлюга у Волгина действительно очень уж хороша, не просто точна – грациозна! Прав Евтушенко – это «наслаждение для того, кто в этом деле соображает».

Сегодняшний Волгин – мастер. Это не просто ювелирное, образцовое ремесло, которое, нужно сказать, было и в ранних стихах, не просто жизненный опыт, но потрясающая смелость, настоящая прямота – лирическая, благородная публицистика высокой пробы, которой сейчас нет ни у кого.

* * *

Только слышь, да не видь,

если в небе ревущая сила…

– Нас не будут бомбить? –

пятилетняя дочь вопросила.


И, познаньями горд,

я ответствовал мудро, как Плиний:

– Не боись, это борт

Заурюпинских авиалиний.


Больше там никого!

Лишь, гадая, где чёт, а где нечет,

бдят войска ПВО

да беспечная птаха щебечет.


И над кнопкою «off»,

отрешённый от страсти и гнева,

задремал Саваоф –

и отведала яблока Ева.


Что же, выпьем крюшон.

Поиграем, как водится, в прятки.

Значит, грех разрешён –

и никто не страшится обратки.


Перед нами современный поэт – современнее многих молодых, отрабатывающих ту или иную повестку. Потому что главное не то, о чём, но то – как! Первичен язык. Остальное потом. И как настоящий современный поэт Волгин этой современности противостоит. Вспомним Цветаеву: «Быть современником – творить своё время, а не отражать его. Да, отражать его, но не как зеркало, а как щит. Быть современником – творить своё время, то есть с девятью десятыми в нём сражаться, как сражаешься с девятью десятыми первого черновика». Поэт в этом сражении всегда безжалостен. У Волгина эта безжалостность самая трудная и самая благородная – к себе.

Дочь моя то плачет, то смеётся –

это вышло, то не удалось.

…Как ни грустно, нам с тобой придётся

           обживать грядущее поврозь.

Зарастай быльём, моя могила!

Но и в благовонии кадил

буду знать – меня ты не простила,

что так поздно я тебя родил.


Волгин разнообразный, сложный поэт. Каждое новое стихотворение достойно отдельного разговора. Есть вещи просто грандиозной, эпической мощи:

Мне дочери нынче явились во сне:

все трое – печальны, все трое – одне.

…

Я руки в отчаяньи к детям простёр.

– Ты плачешь, – сказала одна из сестёр.

– Ты плачешь, –

     меньшая промолвила дочь, –

но слёзы твои превращаются в ночь.


Напрасно ты наше смутил забытьё.

Ступай, нам неведомо имя твоё.

…

И молча три тени склонились ко мне.

– О дети… – шепнул я и умер во сне.


Может быть, что-то равное по силе мог бы написать Юрий Кузнецов. Это ведь одно поколение: Бродский (1940), Кузнецов (1941), Волгин (1942). Но трудно найти настолько разных поэтов.

Все приходящие после шестидесятников не очень-то любили их, продышавших «оттепель». Из больших поэтов только Волгин – благодарный последователь, «шестидесантник» (словечко Евтушенко), не отвернувшийся от традиции свободного, ясного и открытого слова, завоевавший её. Если у кого сегодня и учиться – так это у Волгина. Он передаёт не мёртвую позолоченную статуэтку традиции и даже не живой её огонёк, но самый способ добывания огня. Это дорогого стоит.

Игорь Волгин – один из самых необходимых сегодня поэтов. Это, правда, не все ещё понимают. Да и Игорь Леонидович, думаю, своё самое главное ещё не написал. Так что всё впереди – и у поэта, и у его читателя. И это действительно счастье.


Тэги: Заметки на полях
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Обидно до боли, что не удалось дотанцевать в четвёртый раз…

    16.05.2025
  • «Петербург я люблю, у меня к нему слабость»

    25.04.2025
  • Мужское / женское / общее

    06.03.2025
  • «Как высока осока и как заржавела оградка…»

    21.02.2025
  • К вам ещё не заезжал Чичиков?

    30.01.2025
  • Вернуться на новые земли

  • О чём они мечтали

  • Всегда с удовольствием можно читать

  • Истоки Второй мировой в воспоминаниях разведчика

  • История одной перековки

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS