О книге Ларисы Рубан «Жёны гениев и летящая чашка (Диалоги с Полиной Виардо)»
Эта книга посвящена 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Художественный язык произведения располагает к тому, чтобы постигать роман Ларисы Рубан «Жёны гениев и летящая чашка (Диалоги с Полиной Виардо)» неспешно и вдумчиво, внимательно вчитываясь в каждую фразу. Повествование построено в форме беседы двух женщин: бывшей музейщицы и словно сошедшей с картин Полины Виардо – автора музыкальных произведений, основанных на текстах русского классика.
И композиция книги, и её стилистика завораживают. Ларисе Рубан удаётся создать удивительную атмосферу – открыв книгу, читатель мгновенно и всецело оказывается во власти строк – воспоминаний, переживаний, переосмыслений.
Собеседницы размышляют не только о творческой и личной судьбе Ивана Тургенева, но и вспоминают тех, кто оказал влияние на его становление, учителей и друзей писателя, его современников. Среди них, в частности, В. Белинский, А. Герцен, А. Пушкин.
Немало внимания в книге уделено чувствам, жизни души. Всё это автор подаёт не прямолинейно и безапелляционно, а увлекательно, тонко и со вкусом:
«Игравшие в преферанс Белинский, Боткин и другие забыли про игру. Боткин стал приставать к Тургеневу, чтобы тот рассказал о своём счастье, да и другие очень заинтересовались. Оказалось, что у Тургенева очень болела голова, и сама Виардо потёрла ему виски одеколоном. Тургенев описывал свои ощущения, когда почувствовал прикосновение её пальчиков к своим вискам [Панаева А.Я. Из «Воспоминаний» // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. В 2-х томах. М., 1969. Т. 1., с.123-124].
А. Панаева продолжала с желчью: «Другого такого крикливого влюблённого, как Тургенев, я думаю, трудно было найти. Он 102 громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о ком другом не мог говорить, как о Виардо» [Бергман Соня. Полина Виардо. Последняя волшебница. М.: РИПОЛ классик, 2014. – 256 с. Серия: Роковые женщины]».
Существенно, что в основе романа – не популярные слухи и литературные мифы. Произведение имеет под собой серьёзную научную основу – в этом легко можно убедиться, ознакомившись с обширным списком литературы, который приводится в конце книги. Так что, перед нами не плод фантазии автора, а фактически исследование, поданное в форме художественного произведения.
Прочитав книгу, читатель непременно обретёт нечто важное и наполнится – знанием, переживанием, новыми мыслями. А ещё – узнает, почему в названии романа упомянута «летящая чашка» и какую роль она играет в романе.
Издание дополнено ёмкими послесловиями Майи Меркуловой и Марии Филипповой, позволяющими читателю составить наиболее полное представление о романе и его авторе.