В этих трёх латинских буквах с давних времён слышится что-то враждебное, антисоветское. И сейчас ведущую британскую компанию дружественной по отношению к России не назовёшь. Однако нам весьма важно понять то, как она устроена, как работает на свою основную аудиторию и что из её опыта было бы полезно нашему ТВ.
Родившись как радиокомпания в 1922 году, BBC сейчас – настоящая телеимперия. Финансируется она за счёт регулярной лицензионной платы, которой облагаются все владельцы телевизоров в Англии (приблизительно 145 фунтов в год) – эти отчисления составляют три четверти доходов телекомпании. Здесь нет рекламы! Более того, и кодекс журналистской этики BBC строго-настрого запрещает любого рода рекламу – в том числе и косвенную. Сегодня в эту телерадиовещательную корпорацию входят девять британских телекомпаний и десять иновещательных. Кстати, на зарубежных реклама присутствует, и именно она приносит BBC недостающую долю финансирования. Такая система сложна, но, по убеждению многих, является легкоконтролируемой, давая налогоплательщикам законное право выражать согласие или несогласие с политикой BBC.
Самым популярным телеканалом в Великобритании является BBC-1. Его программы самые разные – новости, текущие события, детские передачи, музыкальные, художественные, комедии, развлечения. Религиозным программам отведено 92 часа в год, хотя до 2005 года им было предоставлено времени больше – 101 час.
BBC-2 – второй по популярности телеканал, спектр тематики которого рассчитан на более продвинутых – интеллектуальных зрителей. Одна из самых популярных Top Gear («Высшая передача») – об автомобилях. Её ведущий, известный британский журналист с прекрасным чувством юмора, – Джереми Кларксон, который сотрудничает и с Sunday Times. На телеканале Россия-2 эта программа идёт с очень плохим дубляжем диктора. Мало того что голос диктора абсолютно не совпадает по тембру, он ещё и чрезмерно интонирует, пытаясь создать свой собственный образ ведущего, который ровным счётом не имеет никакого отношения к Джереми Кларксону.
Каналы BBC-3 и BBC-4 созданы недавно, соответственно в 2002 и 2003 годах. Целевая аудитория BBC-3 – 16–34 года, а цель канала – поддержать «инновационное» содержание молодёжной аудитории и способствовать открытию новых талантов. BBC-4 делает упор на документальные фильмы, музыку, международные кинофестивали, текущие события.
CBeebies и CBBC – два детских канала. Первый – для детей до шести лет, второй – от 6 до 12. Директор детских каналов Джо Гудвин очень трепетно сформулировал задачи, сказав, что огнём воображения мы должны помочь детям понять окружающий мир. Здесь и интересные истории, и анимационные фильмы, и фильмы о детстве, о разных странах – обо всём что знакомит детей с нашей сложной действительностью.
Что же касается телеканалов BBC News и BBC Parliament, то их названия говорят сами за себя.
Зарубежные телеканалы – Animal Planet, BBC World News, BBC Entertaiment (бывший BBC Prime), BBC America, BBC Canada, BBC Kids, BBC Knowledge, People+Arts, BBC Lifestyle, UKTV Australia, которые по спутниковым каналам распространяются на весь мир.
Конечно же, общественное финансирование имеет свои замечательные плюсы. BBC, высказывая свою точку зрения, критикует подчас не только кабинет министров, но и самого премьера. В 1926 году Уинстон Черчилль, недовольный работой BBC, требовал взять корпорацию под правительственный контроль. Маргарет Тэтчер на посту премьер-министра тоже всегда была в постоянной конфронтации с BBC. Но дальше всех пошёл Тони Блэр, который фактически вынудил руководителей корпорации Гэвина Дэвиса и Грега Дайла уйти в отставку. Поводом для скандала послужил репортаж, в котором подверглась сомнению правомочность ввода войск в Ирак. Тони Блэр потребовал извинений от ВВС и вызвал ещё большее противостояние. Для расследования инцидента была создана специальная парламентская комиссия во главе с лордом Хаттоном, и в её выводах было сказано, что политика BBC порочна. Руководству корпорации пришлось подчиниться и принести извинения. И так уж совпало, что с приходом нынешнего генерального директора Марка Томпсона стабильность телекомпании BBC пошатнулась.
Тем не менее многое в устройстве корпорации вызывает приступы сильнейшей зависти. BBC возглавляет попечительский совет из 12 человек, которых назначает королева. Кроме того, при компании существуют общественные советы в различных регионах Объединённого Королевства, которые состоят из представителей зрителей и слушателей. Они контролируют программную политику BBC и дают рекомендации по её совершенствованию. В них входят от 8 до 12 человек, которых назначает корпорация на пять лет, а координирует их деятельность Генеральный консультационный совет. Но сложился этот механизм не сразу, британские зрители бились за программу общественных советов не одно поколение. В Англии хорошо помнят Мэри Уайтхаус, которая на протяжении 40 лет боролась против насилия, разврата и нецензурной лексики на британском телевидении. В 2008 году на BBC экранизировали биографию Мэри Уайтхаус, оценив по достоинству её вклад в английскую культуру, и хочется верить, что у этой великой женщины обязательно найдутся последователи и у нас.
В связи с мировым финансовым кризисом на BBC настали трудные времена. Корпорация вынуждена закрывать корпункты, проводить сокращения сотрудников, урезать суммы пенсионных выплат. Увы, информационный гигант отчасти выработал свой ресурс… Но чтобы не заканчивать разговор на грустной ноте, приведу ещё один пример. Об этом говорил на недавней встрече с коллегами генеральный директор BBC Марк Томпсон. У всех ещё свежи в памяти события этого года, когда во время землетрясения на Гаити погибли свыше 200 тысяч человек. В эти минуты новостные бригады BBC одними из первых прибыли на Гаити и начали вести репортажи. Одновременно BBC сумела оперативно запустить сервис на креольском языке, а также на десятке других иностранных языков из ньюсрума в Майами. Эти источники информации оказали бесценную помощь как в спасательных работах, так и в информировании населения: где находится питьевая вода, пища и как добраться до пунктов медицинской помощи. Думаю, что народ Гаити всегда будет помнить журналистов, которые помогали ему выжить в эти страшные дни. И это то, ради чего существует журналистское сообщество, – информировать, просвещать, а в случае чего первыми прийти на помощь.
Мир меняется, меняемся мы, меняется наше сознание, меняются приоритеты, но тем ценнее становится многолетний опыт таких гигантов, как BBC. Для меня есть три существенных момента на британском ТВ, которые я считаю первостепенными – их не стыдно было бы и позаимствовать. Первое – это отсутствие рекламы на национальном общественном телевидении: известно ведь, к чему приводит погоня за рейтингом. Второе – активная позиция телезрителей, которые с помощью общественных советов постоянно сражаются за чистоту своих телеэкранов. А третье – патриотизм: здесь невозможно увидеть ничего «антигосударственного и антинародного».