Спектакль, снятый ещё в 2015 году, показывают в московских кинотеатрах, видимо, для поклонников Бенедикта Камбербэтча. Актёр этот прославился среди киноманов ярким, нервным исполнением роли Шерлока Холмса, среди любителей Джона Толкина – участием в фильмах про хоббитов, а также в молодёжной аудитории – фильмами империи Марвел: «Тор: Рагнарёк», «Мстители: Война бесконечности», «Доктор Стрэндж». И вот он замахнулся на Вильяма нашего Шекспира.
Кроме шуток, и Шекспир, и Холмс – наши. Сравнивать Холмса-Камбербэтча с идеалом, созданным Василием Ливановым, странно. Похожая история и с Шекспиром. Гамлетов у нас было множество. И в театре, и в кино. Конечно, незабываем фильм Григория Козинцева с великими артистами Иннокентием Смоктуновским, Михаилом Названовым, Эльзой Радзиня, Юрием Толубеевым, Анастасией Вертинской. Иннокентий Михайлович был крайне недоволен тем, как трактовал шекспировскую трагедию режиссёр, но тем не менее получился лучший Гамлет из тех, что мне довелось видеть. Впрочем, есть и другие мнения. Кто-то же помнит спектакль Питера Брука с великим Полом Скоффилдом, кто-то предпочитает Лоуренса Оливье в фильме 1948 года, кто фильм Кеннета Брана 1996 года, а кто совсем наоборот – «Гамлета ХХI века» Юрия Кары с Гелой Месхи в заглавной роли и Данилой Козловским в роли Лаэрта…
Конечно, многие не могут забыть любимовский спектакль, где в декорациях Давида Боровского рядом с Владимиром Семёновичем Высоцким замечательно играли Наталия Сайко, Вениамин Смехов, Алла Демидова, Лев Штейрайх, Леонид Филатов... Сравнительно недавно «Гамлета» поставили в ЦАТРА и МХТ, спектакль последнего даже показывали на канале «Культура». Были ещё и ещё версии шекспировского шедевра, а чем же удивил Бенедикт Кембербэтч?
Он не Пол Скоффилд и не Лоуренс Оливье. Классика проверяет актёра «на вшивость». В спектакле видится только поверхность: любимого папу убил дядя в сговоре с мамой и завладел троном, склонный к истерикам нервный сын должен отомстить за папу, восстановить справедливость, но всё никак не решается, находя себе самые разнообразные оправдания. Только в самом конце ему наконец удаётся себя раззадорить на поступок, и то, когда уже поздно. В спектакле большее, чем Гамлет, сочувствие вызывала Офелия (Сиан Брук), которую этот Гамлет беспощадно доводит до сумасшествия и самоубийства, и Гертруда (Анастасия Хилл). Удивление вызвало, что тот же актёр, что играл Тень отца Гамлета, играет ещё и могильщика. В шекспировские времена бывало такое – артистов в труппе не хватало, но что это значит в современной постановке? К тому же отец Гамлета здесь не идеал мужчины, как о нём говорит Гамлет, а такой ветхий старик, которому грех не изменить.
Ещё вопрос: зачем Вольтиманда играла женщина? В шекспировские времена все женские роли играли мужчины, теперь – наоборот? И добро бы это добавляло какую-то остроту… Недоумение вызвало и то, что брата Офелии Лаэрта играл чернокожий артист (Кобна Холдбрук-Смит). Я понимаю: политкорректность, толерантность, мультикультурализм, то, сё, но тогда почему Полоний с Офелией белые? Когда единственный в спектакле персонаж афробританец, то поневоле начинаешь отвлекаться и задавать вопросы: «А почему тут только один африканец, а где китайцы, индусы?» Но все и на сцене, и в зале делают вид, что так и должно быть. Получается какая-то дополнительная фальшь.
Однако стоит поблагодарить создателей фильма-спектакля за то, что к тексту пьесы Шекспира они отнеслись бережно, все очень старались, тратились, не их вина, а режиссёров и продюсеров, что что-то не получилось. А то, что театральные спектакли снимают на плёнку, очень хорошо. Даже просто послушать текст великой пьесы – огромное удовольствие.
Алексей Соколов