Зритель сложной душевной организации отказывается признавать Петросяна субъектом юмора, удивляется упорству простодушных, делающих сумасшедший рейтинг бездарному кривляке.
Высоколобые всерьёз полагают, что плебеи относят Петросяна к талантливым комикам. В то время как Евгений Ваганович лишь обозначает место сбора, выступает в роли, так сказать, памятника (героям Плевны, Пушкина, Маркса – нужное подчеркнуть).
Аудитория Петросяна всего лишь забивает у него стрелку, а идёт – на свидание со счастьем. Аудитория знает: счастье возможно, если каждый день в течение хотя бы одной минуты улыбаться. Учёные открыли удивительную способность мышц лица отправлять сигнал мозгу, рождая, таким образом, широкую гамму положительных эмоций. Методика эта как-то связана с нейронами и является сущей правдой, ведь не станут же врать в конце концов женские журналы.
В этой связи телевизионный юмор следовало бы рассматривать в качестве тренажёра. С его помощью нужная гримаса плотнее прилегает к лицу. Шутя, телевизор помогает зрителю симулировать смех. Потому и юмор утрачивает исконные критерии качества – тонкость, парадоксальность. Чтобы реализовать охотничий инстинкт, собаке бывает достаточно разорвать хозяйский носок.
Побочным эффектом описываемой психотехники является пугающая лабильность пациентов Петросяна. Однако, прежде чем диагностировать у публики невзыскательность и отсутствие чувства юмора, необходимо отметить важную деталь. Петросян, существующий исключительно для возбуждения мышц лица, не обязан демонстрировать остроумие. Не станем же мы судить всех художников по законам, которые они сами над собой поставили, а Петросяна – по законам военного времени.
Интеллектуалам следует понять, отчего смеётся публика, и начать наконец смеяться самим. Ведь Петросян – родоначальник особого жанра, в рамках которого источником комического являются яростные, настойчивые, но безуспешные попытки рассмешить.
Стоит ли удивляться результатам социологических исследований, показавшим, что тридцать девять процентов россиян считают любимым юмористом Петросяна? Стоит ли удивляться, что канал «Россия» нещадно эксплуатирует Петросяна и его друзей-аншлаговцев, извлекая прибыль из цифры «39»?
Странно другое. Почему до сих пор эти ребята не появились на Первом? Почему Константин Эрнст не переманил звёзд на главный канал страны? Ведь все лучшие рано или поздно оказываются на Первом и только потом – в Общественной палате.
Может быть, потому, что Константин Львович является тонко организованной натурой и ему претят безвкусица и пошлость? Древний миф о Матадоре до сих пор будоражит умы юных исследователей ламповых телевизоров. Слава популяризатора творчества Копполы и Земфиры по-прежнему делает его своим в мире продвинутых. Даже патронирование «Фабрики звёзд» не смогло подмочить репутацию Эрнста.
Вот такой он, гуру телепродюсирования «на самом деле». Кстати, не Эрнст ли ввёл в обиход эту конструкцию – отвратительный символ пустопорожнего снобизма?
Почему же Винтик не отобрал плоскогубцы у Шпунтика? Почему Эрнст не переманил Петросяна? Отчего предпочёл сделать ставку на загадочную улыбку Урганта?
Причина должна быть серьёзнее, чем просто несоответствие Петросяна представлениям Эрнста о прекрасном. Что ж, разобраться нам поможет теория заговора.
О тайном центре манипулирования общественным сознанием говорят давно. Аргумент в пользу существования подобного института лежит на поверхности.
Эрнст не соответствует параметрам вершины пирамиды. Слишком у него серьёзный, насупленный вид, характерный, скорее, для менеджера среднего звена.
С вершины пирамиды взирают с улыбкой.
В рамках рубрики «если бы смотрящим был я» попробуем сформулировать концепцию российского телевидения.
Итак.
Дальнейшее строительство капитализма в РФ возможно при единственном условии: этот процесс должен происходить втайне от населения РФ.
Чтобы россияне утратили чувство реальности, необходимо погрузить их в атмосферу докапиталистического прошлого.
Пожалуйста, смотрите в дальний угол на лампу.
Операция по преодолению временного барьера потребует анестезии сердца. В качестве анестетика рекомендуется генерировать смех в диапазоне от ухмылки до хохота, с учётом субъективной природы восприятия юмора и применительно к возрастным, социокультурным особенностям населения. Зрительская аудитория должна быть чётко сегментирована. Главный принцип – «не мешать» – Урганта с Петросяном, Дроботенко с Мартиросяном, народ этого не любит. Распределение ответственности – отдельным документом фельдъегерской связью.
Правая рука становится тёплой и тяжёлой.
Атмосфера докапиталистического прошлого должна сопровождаться специфическими приметами того времени. Современное состояние спорта высших достижений не позволяет рассчитывать на необходимое количество побед. С этой целью рекомендуется создание шоу о фигурном катании, долженствующего продемонстрировать маленькие победы в каждом отдельном номере, совокупность которых даст ощущение одной глобальной победы.
Государственной компании «Газпром» следует создать условия, при которых народ государства будет ограждён от возможных разочарований, связанных с участием наших команд в Лиге чемпионов. Бесперспективный с воспитательной точки зрения футбольный турнир должен быть доступен (посредством подконтрольного «НТВ +») исключительно среднему классу как наименее склонному относить чужие проигрыши на свой счёт. В качестве альтернативы по Первому каналу следует показать шоу «Большие гонки», в котором команды Казахстана, Китая, США и России посоревнуются в преодолении сухопутных препятствий и водных аттракционов. Будучи одетыми в забавные костюмы «кенгурят», «муравьёв», «борцов сумо», участники весёлых эстафет должны продемонстрировать хорошую физическую подготовку, смекалку и взаимовыручку.
Тело становится лёгким, невесомым, сердце наполняется счастьем.
Необходимым условием создания достоверности происходящего является музыкальный фон, возвращающий аудиторию в школьные годы чудесные. Вследствие мирового экономического кризиса необходимо реализовать недорогой аналог проекта «Старые песни о главном». Программа «Достояние республики» могла бы создать необходимое звуковое сопровождение. Эмблемой передачи следовало бы сделать советский герб, плавно перетекающий в двуглавого орла. Этот образ должен примирять аудиторию с действительностью, вызывая смешанные чувства: от умиления до гордости.
Голова становится светлой, мысли – лишними.
Сидим, смотрим. Слушаем, подпеваем. Как будто со стороны – фиксируем судороги смеха. Ждём. А нас покажут?
По небу летит олимпийский мишка, старый знакомый талисман, ключик к нашему сердцу. Юрий Яковлев, любимый актёр, что-то ласковое бормочет, их мало осталось – голосов из прошлого. «Русские не сдаются», – приволакивая язык, говорит Катерина Гордеева. Достаёт пинцет, рассматривает под микроскопом очередного деревенского фрика. Яркая последовательница теории «остранения» Виктора Шкловского всегда найдёт нужный ракурс, чтобы зрителя затошнило от перспективы оказать сопротивление, не сдаться. Блестящая работа режиссёра, оператора, актрисы Гордеевой, мечты о Каннах, лаконичное признание профессионалов-парфёновцев, ради чего можно принести в жертву любого гоблина вместе с его деревней, районом и областью.
Ученики Парфёнова знают: фотообои создадут уют в самой захламлённой квартире. Главное – выигрышный фон, бэкграунд, туды его в качель. Елизавета Листова, виртуозно владеющая русским как иностранным, в качестве фона для себя выбирает Московский метрополитен. Ведёт экскурсию для зарубежных пенсионеров. Испуганная группка изучает артефакты побеждённой ими империи. Незаметно присоединяемся и мы: созерцание образов прошлого благотворно влияет на перистальтику кишечника.
Выдающиеся бутафоры, виртуознейшие таксидермисты, тончайшие стилизаторы, вашим мозгам не утечь за границу. Родине нужны талантливые антисоветчики – имитаторы всего советского. Вам создадут все условия, вам нечего здесь бояться, весь пар ушёл в Подрабинека.
Снимайте ретрокино, пишите задушевные песни, воссоздавайте предметный мир, которого больше нет…
Часы с кукушкой, автоматы с газированной водой, дисковые телефоны, пишущие машинки, семиструнные гитары, фотоувеличители, чернильницы, мотороллеры, педальные кони, двадцать первые «волги», словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли…
Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Принуждение к счастью
Зритель сложной душевной организации отказывается признавать Петросяна субъектом юмора, удивляется упорству простодушных, делающих сумасшедший рейтинг бездарному кривляке.
КОД ССЫЛКИ: