Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Принять за образцы

01 января 2007

КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ УЧЕБНИКОВ

В дискуссии «ЛГ» о современных учебниках литературы уже приняли участие Александр Яковлев и Максим Лаврентьев (№ 3–4), Михаил Голубков (№ 8), Сергей Казначеев (№ 11), Лариса Полякова (№ 16). Сегодня мы продолжаем разговор.

Раньше издание учебников было делом сугубо государственным. Неудивительно, что они носили несколько официозный характер. Хотя всё сводить к штампованной идеологии, к примитивизму тоже не стоит. Да, был перекос в одну сторону. Но потом начались новации, связанные с реформами, и родилась другая крайность: всё советское надо было развенчивать, все эмигранты – гении. Прошлое литературы, особенно XX века, перекраивается без конца. До сих пор. 

Страдают от этого больше всего сами писатели. Что творят с Маяковским? Из большого поэта сделали какого-то идеократа, полуидиотического громилу. Дескать, до 17-го года он был значительным поэтом, а вот после… Да после революции он остаётся столь же значительным поэтом, сколь и до 17-го года. Скажем, стихи о советском паспорте. Какая там просодия, какая мощная энергия! Это же нельзя сымитировать. А Горький? А Николай Островский? Невозможно убрать из русской литературы советской эпохи то, что её образует. 

Хорошо, конечно, что школьников знакомят с литературой русского зарубежья. Но разве можно донести до десятиклассника многозеркальный мир Набокова? Или, например, «Окаянные дни» Бунина. Толкуют только о том, как автор ненавидел революцию. Но там ведь сквозит и огромная любовь к России, и боль за неё. Соединение несоединимого – вот магия этой вещи. До некоторых произведений надо дострадаться, домыкаться, доскитаться… 

Русский художник идейно мог быть кем угодно – консерватором, радикалом, марксистом, демократом, – но он органически не мог быть буржуа. Нет ни одной песни о процентах, о копейках, а есть о встречах-расставаниях, о судьбе, о закатах, о птицах… И есть только одна подлинная «партия»: партия Пушкина и Волги. В самом широком смысле этого слова.
Главный вопрос, который должны задавать себе составители учебника при выборе произведения: какое отношение это имеет к прекрасному? Ведь главное – привить вкус, чувство слова. Научить думать, размышлять. Помоями жажду не утолишь. Как известно, давать вместо хлеба камень – преступление. Поэтому для написания учебников нужны талантливые чистые руки. Составители должны быть литературно одарёнными и обладать особым чутьём. Вкусом. Вкусом как избирательным сродством. Необходимы интеллектуальная, духовная деликатность и сообразность. 

На мой взгляд, образцом здесь может служить учебник Д. Святополка-Мирского, охвативший русскую литературу с древнейших времён до середины 20-х годов XX века. Автор обладал редким даром давать характеристики. Он ничего не открывал, но находил единственно правильные слова, художественно достоверные, правдивые. И всё это верно, точно, пластично и музыкально. Читаешь как превосходный роман! И нет навязчивой, мешающей непредвзято воспринимать произведения искусства, идеологической предрешённости. 

Конечно, есть учебники объективные, тонкие. Удачный учебник для вузов написали преподаватели нашей кафедры П. Басинский и С. Федякин о литературе рубежа веков и литературе «первой волны» эмиграции. Или вот, например, вполне достойный учебник для 11-го класса под редакцией В. Журавлёва; авторы: Л. Смирнова, О. Михайлов, А. Турков, В. Журавлёв, А. Марченко, Ал. Михайлов, В. Чалмаев, Г. Белая, В. Воздвиженский, И. Шайтанов; составитель Е. Пронина. Здесь удалось избежать главной беды сегодняшних учебных изданий по литературе – пересказа. Тончайший лирик И. Анненский, написавший замечательную работу «Об изучении изящной словесности в русской школе», мечтал о том времени, когда «в народных аудиториях истинный Пушкин заменит пересказанного». 

Над составлением учебника для одиннадцатиклассников поработал серьёзный коллектив авторов, высокий профессионализм которых не вызывает сомнения. Здесь есть и панорамность мышления, и целесообразность выбора конкретных имён. Представлен неоспоримый ценностный ряд: Платонов, Булгаков, Сологуб, Анненский, Блок, Мандельштам, Ходасевич… В нужной пропорции присутствуют и Горький, и Маяковский. Не забыты Серафимович, Фурманов, Фадеев, Замятин, Пильняк, Бабель. Включены и крупнейшие писатели-эмигранты. Широко и взвешенно представлена новейшая литература. 

Вообще все явления духа спорны, многосоставны, многолики. Ещё Пушкин заметил, что «односторонность есть пагуба мысли». Это надо особенно учитывать при составлении учебников для маленьких читателей, пяти-, шестиклассников. Важно найти момент, когда юная душа готова к восприятию, подобрать именно те произведения, которые будут эту душу питать. Найти образцы первоклассной литературы. 

Передо мной учебник-хрестоматия для 5-х классов общеобразовательных учреждений. Автор-составитель А. Княжицкий. «Автор учебной хрестоматии решает актуальнейшую задачу современной школы – как увлечь постижением художественного текста и историко-культурного контекста, не потеряв при этом свежести и одухотворённости личной встречи с прекрасным», – говорится в аннотации. Что ж, задача похвальная, но непростая. 

Самым важным вопросом здесь представляется выбор художественного произведения для этой самой «личной встречи с прекрасным». Посмотрим по оглавлению. Лермонтов – «Русалка». На мой взгляд, у этого поэта есть более значительные произведения. Есть то, что обладает свойством скрижалей. Например, «Бородино», «Отчизне», «Наедине с тобою, брат…» 

Фет – «Какая ночь! Как воздух чист…» Тоже, пожалуй, не самая сильная вещь. Кстати, Л. Толстой писал в письме к Фету, что в его стихах есть лирическая дерзость, свойство настоящих поэтов. Вот так, между прочим, мимоходом определил то основное, без чего не может быть поэта. 

Бунин – «Багряная печальная луна». Бунин – великий художник, и по мнению Ходасевича, он как архаист, так и новатор. Но чаще всего представлен в учебниках как раз теми стихами, где он классичен. На мой взгляд, гораздо глубже и значительнее стихотворение «Как дым пожара, туча шла…» Да и не только оно, конечно. 

Пастернак. «По грибы». Мандельштам говорил, что ранние вещи Пастернака будто переполнены кислородом… Безусловно, раннего Пастернака, хотя сам он, как известно, больше ценил свои поздние вещи, надо включать в учебники для пятиклассников. А также стихи Хлебникова, Набокова. Но важно – как это подать. Подача материала должна быть живым делом, а не скучной методикой, пахнущей мелом и доской. 

Своеобразно составлен учебник по разделам. Каждый раздел не просто включает в себя ряд авторов, но и посвящён какой-то теме. Раздел третий, например, называется «Тема художественного произведения», где все стихи и проза на тему дождя и грозы. Выборка произвольная, достаточно полно, по мысли автора, раскрывающая тему непогоды. Здесь и Л.Н. Толстой с отрывком из повести «Отрочество», и «Весенняя гроза» Тютчева, и «Гроза» Майкова, и «Гроза идёт» Заболоцкого. Отрывок из «Степи» Чехова, «Летняя гроза» Астафьева, «Молния» Солженицына. Замыкает грозовой цикл отрывок из «Грозы» А.Н. Островского. 

Как оценить такой выбор? С одной стороны, он определяется индивидуальной инициативой автора, с другой – здесь необходимы объективность и оправданность. Чувство меры. И то, что нельзя подменить, – безошибочный эстетический вкус. 

Неплохо было бы включать в учебники для юных читателей и детскую литературу, таких авторов, как Бианки, Кассиль и других. Хотя делить книги на «детские» и «взрослые», пожалуй, не стоит. Пришвин, к примеру, считал, что не бывает специальной детской литературы, и надо сделать так, чтобы мог читать и взрослый, и ребёнок. Важно заинтересовать юного читателя, не оттолкнуть его. Помочь ему пережить произведение, а не поверить учителю на слово. Потому что без обаяния пережитости, по мысли И. Анненского, невозможен разговор о литературе.

Владимир СМИРНОВ, профессор Литературного института им. А.М. Горького

Обсудить в группе Telegram

Владимир Смирнов

Смирнов Владимир Павлович (род. 25 сентября 194... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Агент Большой истории

    02.06.2025
  • Россия – судьба моя

    02.06.2025
  • Предо мной сто дорог

    02.06.2025
  • Секретные коды

    02.06.2025
  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS