Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 октября 2024 г.
  4. № 41 (6955) (16.10.2024)
Культура

Принято «большинством голосов»

В Москве гастролировала труппа Приморской сцены Мариинского театра

17 октября 2024
Сцена из балета «Корсар»

Балетная труппа из Владивостока год назад дебютировала на Исторической сцене Большого спектаклем «Тысяча и одна ночь». Это лишь отчасти позволяло судить о её достоинствах. Нынешний гастрольный тур расширяет впечатления. На Новой сцене Большого театра были показаны два одноактных балета: «Жар-птица» Игоря Стравинского в авторском представлении хореографа-постановщика Эльдара Алиева и «Федра» Флеминга Флиндта на музыку Филипа Гласса. Начинали же «Корсаром» Адольфа Адана в редакции Эльдара Алиева с использованием хореографии Мариуса Петипа.

Авторская версия широко известного балета «Корсар» в постановке руководителя труппы оказалась наивной и милой детской сказкой, без какого-либо драматического развития, справедливо промаркированной 6+. Отсутствовала бульшая часть сюжетных линий – исчезли друг героя, впоследствии коварный предатель Бирбанто, купец-еврей Ланкедем, торгующий девушками. Незатейливая хореография, пёстрая сценография Семёна Пастуха, продолжительные паузы на аплодисменты после сольных партий и дуэтов легко превратили романтический балет классического наследия в задорный дивертисмент.

Несмотря на явную двойственность происходящего, совершенно очаровательна была Рената Шакирова (Медора), приглашённая артистка труппы Мариинского театра. Выразительная, техничная, точная и лёгкая, она воплощала свой хореографический образ, насколько было возможно в предлагаемых обстоятельствах. Главный герой Конрад – японец Шизуру Като удивлял и восхищал уникальными данными, взлетая над сценой в мощных, динамичных прыжковых комбинациях. Однако могут ли двое главных героев, даже столь талантливые артисты, взять на себя пусть и не хитрую драматургию «Корсара»? Она всё же есть и могла бы разворачиваться не столь формально в хореографической режиссуре и сценографии. Любое обращение к балетам наследия предполагает их новое осмысление, а не обессмысливание.

Постановку приняли абсолютным «большинством голосов», наградили продолжительными овациями артистов и всех причастных к работе. Возможно, в тот вечер зал заполнили зрители, которым не хватает в театре именно «лёгкости в мыслях необыкновенной» и щедрой красочности. Означает ли такая поддержка правоту постановщиков? Не думаю.

Продолжил свою праздничную «линейку» Эльдар Алиев в «Жар-птице», объединив в главной героине сразу два образа – Царевны и Жар-птицы. Действие происходит в канун праздника любви, девушки плетут цветочные венки в ожидании встречи со своими избранниками – среди них главный герой Иван. Охваченный странным предчувствием, он надолго углубляется в лес, где под сказочным деревом с золотыми яблоками встречает прекрасное двуединое существо – Царевну, пленницу Кощея. Каждую ночь оборачивается она птицей, срывает ему золотые яблоки и возвращается в свою девичью ипостась затворницей. Иван влюбляется с первого взгляда в Царевну, проникает в царство Кощея, где тот восседает с тёмной свитой, и поражает его световым мечом. Девушки и юноши ликуют, влюблённые обретают свободу!

Внешнюю простоту этой сказки, породившую в своё время одну из балетных легенд Игоря Стравинского, Михаила Фокина и Александра Головина (1910), постановщик обращает сегодня в незатейливость. Отсутствуют проработанные хореографические партии (Иван передвигается по сцене исключительно сиссонами (прыжками); не реализованы в пластике и танце прихотливые, яркие лейтмотивы партитуры. Они как бы заменены световыми вспышками и спецэффектами (художник Семён Пастух, художник по свету Эльдар Алиев). Та же картина очаровательного детского представления, никак не сочетаемого с концептуальной музыкальной эстетикой, исторически открывавшей ХХ век в мировом балетном театре.

Доминантой гастрольного тура стала «Федра», перенесённая в Приморский филиал хореографом Джейкобом Спарсо в 2021 году. Балет построен в номерной системе как волнообразная цепочка пластических высказываний, однако строго подчинённых внутренним сюжетно-образным задачам. Или, точнее, цитатам из трагедии «Ипполит» древнегреческого драматурга Еврипида. Хореографическое развёртывание темы носит выраженный личный характер. Оно философично и воплощено в едином визуальном образе. Флиндт сочинял на основе древнегреческого мифа о Федре (дочери критского царя Миноса), но его интерпретация, конечно же, современна и пропитана рефлексиями человека ХХ века.

По бокам сцены два гигантских идола, как символы трагедии, направили взгляды друг на друга. В центре сценического пространства, спиной к зрителю, в форме мягкого полукруга выстроены девушки. Руки их соединены, визуально создавая архитектурный образ древнегреческого барельефа. На заднем плане два главных героя. Идолы исчезают – начинается действие. Лексическая основа – неоклассика. Лаконичная, образная и точная, она выгодно представляет балетную труппу, скрывая отдельные технические недостатки. А многоплановость и широкий спектр геометрических интересных перестроений аккуратно подчёркивают их достоинства. В сценографии Петра Окунева (по замыслу Бени Монтресора) всего два цвета – чёрный и красный, которым заливается пол и драпируется задник. В сочетании с лаконичными, свободного кроя костюмами это впечатляет и создаёт тонкое, мистическое пространство. Музыка Филипа Гласса завораживает с первой секунды. Необычайно выразительная, в тесном взаимодействии с хореографией, она часть единого, гармоничного произведения. Вот вам пример простоты формы, всецело погружающей зрителя в происходящее на сцене без увеселительных намерений. И тоже «принято единогласно».

Анастасия Соколова

Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

    16.05.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS