Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 мая 2017 г.
  4. № 20 (6598) (24.05.2017)
Искусство

„Природы постигнута тайна“

24 мая 2017
Хор в «Кащее бессмертном» – полноправный участник действия

Луганские премьеры: „осенняя сказочка“ Римского-Корсакова и симфонический концерт


Пятнадцатилетие Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского вылилось в значимое событие культурной жизни Луганска, по сути, прифронтового города. Среди череды художественных и фото­выставок, концертов всех творческих коллективов академии, премьера оперы «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова и концерт Молодёжного симфонического оркестра с участием заслуженного артиста РФ, профессора Московской консерватории Юрия Тканова выделялись особо.


«Кащей бессмертный» – это уже десятый спектакль, поставленный оперной студией академии, основанной известным дирижёром, заслуженным деятелем искусств Украины, воспитанником И. Мусина и Ю. Темирканова Валерием Леоновым. Выбор «осенней сказочки» Римского-Корсакова, написанной в канун первой русской революции, не случаен и как никогда актуален в мире, наводнённом злом и насилием. Уже с первых звуков увертюры, погружающей в царство диссонансов и ползучих гармоний, слушатель попадает в атмосферу беспросветного мрака обители Кащея. Её создали оркестр под руководством А. Щурова и соответствующее убранство сцены, решённое в чёрно-серой гамме выступающих скал, тяжёлых туч осеннего неба, оживающих благодаря мультимедийной технике (декорации – заслуженный деятель искусств Украины Л. Филь, видеопроекция – Н. Феденко, И. Брук). Первые реплики Кащея в исполнении А. Кривохаты сгустили и без того тёмный колорит напряжённого звучания.

Исполнителям сразу удалось воссоздать мир зла, где удерживается прекрасная Царевна. И даже её напевы, опирающиеся на фольклорные истоки, лёгкий нежный голос С. Тихой, не в состоянии отстранить непреложность погружения в вечный сон мрачного царства. Повинуясь фабуле спектакля, в действие врывается Буря-богатырь. Его партия с экспрессивными призывами в исполнении заслуженного артиста Ингушетии Р. Буханцева, поддержанном оркестром, напоминала стихийные порывы вихря, заставляя вспомнить лучшие страницы изобразительной музыки Н. Римского-Корсакова.

Концентрация зла достигает предела благодаря замечательно исполненной арии Кащея «Природы постигнута тайна». Режиссура В. Пушного и Т. Малаховой сделала хор полноправным участником действия. Нарушая авторское указание, хор – свита Кащея – пел на авансцене, удивляя не только стройностью звучания, но и своей пластикой, выразительными жестами, мимикой (хормейстеры Т. Кротько, Ю. Башкатова).

Каждый из вокалистов достойно представил своего героя. Светлый, мечтательный образ Ивана-королевича создал Р. Логвиненко. Его красивый голос, искренность высказывания вызвали радушный приём зала как в сольных эпизодах, так и в ансамблях с Царевной, Бурей-богатырём, Кащеевной. Однако самой яркой исполнительницей в этой премьере стала В. Кабанова. Сложнейшая партия Кащеевны не просто покорилась молодой певице, но и прозвучала необычайно убедительно.

Следует отметить игру оркестра, чья партия далека от простого сопровождения и насыщена лейтмотивами главных героев, поддерживает драматургическую линию спектакля. Отдельно хочется подчеркнуть талантливую работу художника по костюмам А. Малхасян.

Программа концерта включала в себя Симфонию с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза и «Гершвин-фантазию» Ю. Тканова для альта с оркестром, впервые исполненную в симфоническом варианте. Перед коллективом студенческого оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Сергея Йовсы стояла сложная задача – во-первых, передать неоднозначный, противоречивый мир романтического героя, во-вторых, обозначить великолепные жанровые сцены, оттеняющие его страдания. Следует отметить, что концептуально исполнение симфонии было выстроено абсолютно точно в соответствии с авторским замыслом, воплощая идею Берлиоза на протяжении всех частей цикла с детализацией каждого момента яркого театрального действия.

Студенческий оркестр под руководством С. Йовсы блестяще справился со сложнейшими техническими эпизодами. К их числу относятся и вихревые пассажи меди, вовлекающей оркестр в водоворот стремительного движения, устремлённого к мощной коде.

Второй частью концерта и, по сути, его кульминацией стала мировая премьера «Гершвин-фантазии» Юрия Тканова для альта и большого симфонического оркестра.

Тематический материал, созданный Джорджем Гершвином, Юрий Тканов делает абсолютно «своим». Безупречная форма «Фантазии», красочная инструментовка, глубокая драматургия, подлинно симфоническое развитие – всё это отличительные свойства сочинения

Евгения Михалёва


Тэги: Премьера Луганск
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS