Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пришёл режиссёр, поставил – и погубил пьесу

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

По нынешним временам классическая пьеса ещё беззащитнее того несчастного, съеденного козлом цветка, о котором плачется чеховский Боркин. Есть череда гэгов, сопровождаемых сонатой Шопена, в просторечии именуемой «Траурным маршем». В «Небольшом драматическом театре» сия череда как раз и называется «Ивановъ». 

В программке белым по чёрному написано: «По мотивам пьес А.П. Чехова». Сиречь Лев Эренбург, создатель, главреж и худрук театра, использовал оба варианта – и первоначальный, написанный для Корша, и окончательный, для Александринского театра. И зачем только Антон Палыч переделывал свою пьесу, удаляя из неё сцены, дававшие актёрам, по его собственному выражению, повод «клоунничать и выкидывать коленцы»?! Зря старался. Г-н режиссёр с лёгкостью превратил драму в балаган со стриптизом в качестве главного гвоздя программы. 

Гвоздят в спектакле много и по полной. Боркин изображает русалку, выныривая в костюме Адама (или Евы?) из плохо замаскированного под пруд бассейна. Разоблачается до того же состояния Лебедев, используя в качестве ширмы набитые ватой (или поролоном?) пышные формы своей супруги Зюзюшки, увещевающей его «Ты же читал лекции в Московском университете!» с жареной курицей в руках. 

Обнажается и Саша перед предметом своей страсти. А когда визуального воздействия оказывается недостаточно, она приступает к воздействию физическому, объектом которого становится причинное место предмета, а результатом – мыльные пузыри, которые Саша сдувает со своей ладони. 

Ну, положим, были бы у актёров фигуры, как у Тарзана, можно было бы хоть этим себя утешить. Но нам демонстрируются дряблые ягодицы и отвисшие животы, вероятно, в качестве метафоры «отвращения к жизни». 

Впрочем, на сцене не только раздеваются. Ещё картошку чистят – это здесь, надо полагать, символ тоски, и лук – это слёзы, горькие, но, увы, бездуховные. А ещё рыбу потрошат, чтобы всем было понятно: герои, все вместе и каждый в отдельности, с упоением мучают друг друга. И деградируют, деградируют, деградируют… То есть душа в них вроде и есть, но её как бы и нет, ибо она – не трудится, хотя и обязана. Все действующие лица постепенно сходят с ума – все становятся похожими на обожаемого ими Иванова. Но от них это как бы и не зависит. Прямо античный Рок этот самый Иванов. О том, что человек может и даже должен хоть каким-то способом противостоять ужасам и кошмарам окружающей жизни, режиссёр предпочитает не думать. 

Одним словом, в НеБДТ страдания души познают путём погружения тела в неизбывную мерзость. Ну творческий метод у них такой. Кому – новый, смелый взгляд на классику вообще и на Чехова в частности. А кому и чистая клиника. Психиатрическая, наркологическая, а может, и ещё какая. Благо г-н Эренбург – практикующий (!) врач. Хирург-стоматолог. На память отчего-то приходит нетленное: «насколько Ермолова играла бы вечером лучше, если бы днём она стояла у ткацкого станка». 

Да, в определённом смысле театр – место для препарирования человеческой натуры. Но он всё-таки не анатомичка. А Лев Эренбург своим методом гораздо больше напоминает Джека-Потрошителя, чем даже патологоанатома. Не говоря уже о хирурге. Погружение в страдание оправданно только тогда, когда оно в итоге приносит человеку облегчение, то есть – надежду. Но когда эта трёхчасовая пытка «Ивановым» заканчивается, возникает ощущение, что счёт за свет в конце тоннеля тебе предъявили, только вот конца у тоннеля нет. 

Ксения ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Ксения Преображенская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS