Имя австрийской балерины Приски Цайзель (на фото) широкая общественность узнала в один день. Именно она на культурном форуме в Санкт-Петербурге задала Владимиру Путину вопрос о том, есть ли у него желание закрыть окно в Европу, прорубленное Петром I? Путин ответил с юмором, сказав, что «если дует, то можно и прикрыть». Владимир Владимирович осведомлён о том, где сейчас трудится Приска Цайзель, после того как была вынуждена покинуть сцену Баварской оперы.
Если для широкой публики история Приски Цайзель стала открытием, то балетная и околобалетная публика достаточно активно обсуждала это событие.
Давайте вспомним. В 2019 году солистка балета Баварской оперы приняла участие в балете «Спартак», который показывал НОВАТ в Херсонесе. В 2023-м она получает повторное приглашение для участия в большом балетном гала в Крыму. И принимает это приглашение. А уже летом художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман приглашает Приску Цайзель в труппу. С сентября она прима-балерина Михайловского театра.
Основной причиной её перехода стали всё более сложные отношения артистки с руководством Баварской оперы, возникшие после её выступлений в Крыму. Были такие «знатоки» балета, которые категорично заявили о том, что её никто из театра не гнал, а ушла она сама. Де-юре верно. Де-факто – ровно наоборот. Её из театра просто выдавили. Увы, делается это просто. Артиста перестают активно задействовать в спектаклях, в премьерах, знаковых проектах, снимают со спектаклей в пользу других артистов. Повод и причину всегда можно найти. Оценка выступления артиста балета нередко носит субъективный характер. А тебе 28, а век артиста балета короток, надо успеть реализоваться. С Приской было именно так. Спектаклей у неё становилось меньше и меньше. Если актёру драматических театров можно перейти в другую труппу, то балетных театров с репертуаром Баварской оперы можно пересчитать по пальцам, а тут ещё политическая составляющая. И если после выступления в Крыму в 2019-м начали «прижимать», то выступление в Севастополе в нынешних условиях – это уже грех с точки зрения европейских демократий совершен¬но непростительный. А дальше всё как в хорошей сказке.
Узнав о ситуации, Владимир Кехман, заботливо подбирающий талантливых артистов в труппы театров, делает Приске Цайзель приглашение, которое она принимает и с сентября загружается работой по максимуму.
Словом, всё счастливо завершилось. А дальше лучше пусть балерина сама о себе всё расскажет. Отмечу только, что работа по подготовке материала с ней была лёгкой и интересной.
– В каком возрасте вы узнали о балете, как и где начали им заниматься?
– Можно сказать, что танцы – это то, с чем я родилась, потому что моя мама была профессиональной балериной. Она танцевала в Венской государственной опере. И несмотря на то, что она уже завершила свою профессиональную карьеру балерины к тому времени, когда я стала себя осознавать, была и остаётся моей самой большой поддержкой. Она давала мне множество советов, как сделать то, что я хотела. Так было, когда я была ребёнком, и так происходит по сей день. Это очень помогло мне стать профессиональной балериной. Поэтому могу сказать, что меня всегда окружал танец, но своё профессиональное обучение я начала только в десять лет в балетной школе Венской государственной оперы.
– Школа при Венской опере считается очень хорошей, с традициями. Кем были ваши педагоги?
– Педагогом, который повлиял на меня больше других, была Галина Скуратова (заслуженная артистка России, в прошлом ведущая солистка Московского государственного театра балета), а по принятии меня в балетную труппу Баварской оперы в Мюнхене на меня большое влияние оказала работа с Яной Серебряковой, которая ранее работала в Новосибирском театре оперы и балета. Я бы сказала, что она сильно повлияла на моё мышление и трудовую этику и сделала меня той балериной, которой я являюсь сегодня. Мне везло с педагогами. Вот и сегодня я очень благодарна своему педагогу в Михайловском театре – Эльвире Мансуровне Хабибуллиной. Она поддержала меня с первого дня прихода в театр. Я очень ценю её вкус и мнение. Очень важно доверять своему педагогу.
– Когда поняли, что хотите стать профессиональной балериной?
– Когда я впервые вышла на сцену Венской государственной оперы. Это был итоговый концерт школы, мне было 11 лет. Не поверите, я танцевала русский танец «Камаринская»! Есть в этом что-то провидческое.
– Ваше обучение балету не ограничивалось школой Венской оперы. Где вы ещё учились?
– Да, действительно, каждое лето я продолжала обучение в Высшей школе танца Розеллы Хайтауэр в Каннах и в академии танца принцессы Грейс в Монте-Карло. Меня всегда увлекала работа.
– В каком театре вы начали свою профессиональную карьеру?
– Свой первый ангажемент я получила в 15 лет в Венской государственной опере под руководством Мануэля Легри. Наверное, это судьба, я должна была продолжить обучение в Монте-Карло. Я получила полностью оплаченную стипендию в этой прекрасной школе, а за два дня до отъезда мне позвонили и спросили, могу ли я приехать в Оперу на урок, на следующий же день мне представили трудовой договор.
А дебютировала я как профессиональная танцовщица в Венской народной опере. Я станцевала па-де-де из «Делиб-сюиты» Хосе Мартинеса в рамках гала-концерта для молодых талантов труппы. А через некоторое время дебютировала в роли первой подружки невесты в «Дон Кихоте» Рудольфа Нуреева в Венской государственной опере.
– А Баварская опера?
– После ангажемента в Вене в 2016 году я перешла в Баварский государственный балет в Мюнхене, где тогда руководил Игорь Зеленский. Меня ввели во многие спектакли, я значительно расширила свой репертуар и в 2019 году стала прима-балериной. В эти годы у меня была возможность танцевать с такими личностями, как Владимир Шкляров, Сергей Полунин, Осиэль Гунео и Мэтью Голдинг. Я танцевала в классических постановках Рудольфа Нуреева, Кеннета МакМиллана, сэра Питера Райта, Юрия Григоровича, Джорджа Баланчина, Джона Ноймайера, Рэя Барры, а также в современных постановках Дэвида Доусона, Твайлы Тарп, Уильяма Форсайта, Уэйна МакГрегора, Жана-Кристофа Майо. Это неполный список.
– С сентября 2023 года вы прима-балерина Михайловского театра. Тайны в этом нет: в театр вас пригласил Владимир Кехман. Не сомневаюсь, вам предстоит много активной и разнообразной работы, надеемся видеть вас и в Новосибирске.
– Я очень благодарна Владимиру Кехману и Андрею Кулигину за то, что меня пригласили в Михайловский театр. Я танцую больше, чем когда-либо в жизни, и всегда мечтала об этом.
– В каких спектаклях в Михайловском вы уже танцуете? В какие готовитесь ввестись?
– Танцую «Баядерку», «Корсара», «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчика», «Светлый ручей», «Спящую красавицу» и активно готовлюсь к «Идальго из Ла Манчи», а затем к классической версии «Дон Кихота».
– Кого из балерин и артистов балета вы считаете для себя эталонными?
– В детстве образцом для подражания была Сильви Гиллем. Образцами для подражания были и Светлана Захарова, Виктория Терешкина, но вообще я стараюсь найти вдохновение везде. Мы все много работаем, и в каждом есть что-то особенное.
– Ваше отношение к современному балету и различным интерпретациям классики?
– Я считаю, что важно танцевать как современный, так и классический балет. Это расширяет мой кругозор и изменяет мой подход к классическому балету. Конечно, классика остаётся классикой, и я думаю, что она должна такой и оставаться: есть традиции и культура, которые передаются и которые следует поддерживать. Но особенно интересными я считаю постановки Начо Дуато. Он соединяет и то и другое. Я очень рада возможности поработать с ним, совсем недавно мне представилась возможность интенсивно готовить премьеру в «Спящей красавице». Это было действительно освежающе, и хореография приобрела гораздо больше смысла. Как я говорила, мне уже доводилось танцевать в его постановках «Лебединого озера», «Баядерки», а теперь и «Щелкунчика». Мой следующий дебют – роль Китри в его постановке «Идальго из Ла Манчи», которую я особенно жду. Мне также очень нравятся его авторские балеты, особенно White darkness, и я надеюсь, что у меня будет возможность станцевать его в будущем.
– В европейском балетном театре наиболее известны Ковент-Гарден и Парижская опера. Какой вам ближе?
– Я, наверное, сказала бы, что Конвент-Гарден, но Гранд-опера, конечно же, тоже замечательный театр.
– Вы в Крыму выступали два раза. В 2019 году участвовали в показе балета «Спартак» с НОВАТом. В нынешнем большом гала – уже во второй раз. Кто вас пригласил?
– Меня пригласил Андрей Иванович Уваров; как вы верно заметили, я ранее танцевала на этом фестивале в 2019 году партию Эгины в «Спартаке».
– Думали ли вы, что участие в творческом проекте вызовет такую агрессивную реакцию в театре, которому вы служили? Почему такой реакции не последовало в 2019-м? Какие отношения у вас были с коллегами по труппе в Мюнхене?
– К сожалению, в некоторых отношениях этого следовало ожидать. У меня стало мало спектаклей, мне 28, отличный возраст для нашей профессии. Танцевать очень хочется. Как можно отказаться от проекта с большим количеством звёзд мирового балета на одной сцене? Таких шансов в жизни ничтожно мало. Я понимала, что после моего участия в проекте условия для моей работы в Мюнхене вряд ли улучшатся, тем не менее решила принять участие. В конце концов, предназначение артистов делать этот мир лучше, а не наоборот. А отношения с коллегами были очень хорошими.
– О своей высокой занятости в Михайловском театре вы упомянули, однако помимо этого вы за короткий период времени приняли участие в нескольких гала-концертах, один из которых состоялся во МХАТе Горького к 125-летию театра. Всё прошло именно так, как мечтали создатели театра. Все виды театрального и музыкального искусства на одной сцене...
– Юбилейный гала-концерт в честь 125-летия МХАТа Горького стал особен¬ным событием. Действительно, впервые на этой сцене – балет-опера и драматический театр. Думаю, зрителям тоже было интересно, потому что получилась продуманная красочная и разнообразная программа. Я танцевала «Русский танец» из балета «Лебединое озеро», мне очень понравилось танцевать на сцене этого легендарного театра. В гала приняли участие Анжелина Воронцова, Роман Полковников, Ирина Перрен, Марат Шеминуинов, Анна Тихомирова, Артём Овчаренко, Элеонора Севенард, Евгения Образцова, Артём Беляков и легендарная Светлана Захарова, солисты оперы и замечательный детский хор НОВАТа. Вместе с нами на сцену вышли артисты МХАТа.
– Вас ждут в Новосибирске. Театр очень большой, с огромной сценой, устоявшимися традициями и требовательными зрителями. С каким чувством вы ожидаете свой дебют на новосибирской сцене? В балетах «Спящая красавица» и «Спартак» вы будете танцевать со звёздами НОВАТа – Анной Жаровой, Романом Полковниковым, Артёмом Пугачёвым.
– Для меня большая честь танцевать там и получить новый опыт. С Романом Полковниковым я познакомилась этим летом на гала-концерте в Крыму, и мы снова встретились на гала-концерте в Михайловском театре и во МХАТе Горького. Я давно не танцевала в балете «Спартак». Он был в репертуаре Баварской оперы несколько лет назад. Очень скучаю по этому балету.
– Вы сегодня очень загружены. Как я понимаю, нет возможности отдохнуть полноценно, посмотреть кино, послушать музыку. На книги есть время?
– Нет времени на увлечения. Основная задача, которую я себе ставлю, – интегрироваться в новое для меня общество. Но в будущем я хотела бы читать больше русской литературы, сначала в переводах, но потом, надеюсь, и в оригинале. Я до сих пор помню, как я была очарована, когда впервые прочитала «Анну Каренину», это до сих пор моя любимая книга. Хочу больше слушать русской классической музыки, узнать русскую живопись. Для меня сегодня посмотреть кино, послушать любимую музыку – это недоступная роскошь. Надо многое сделать.
– Считаете ли вы возможным разделение культур на русскую и европейскую?
– Я думаю, что культура слишком переплетена, чтобы провести здесь чёткое разделение. Поэтому не считаю это возможным, а самое главное – нужным!
– Думали ли вы, что будете на встрече с Путиным, зададите ему вопрос и он на него ответит?
– Я никогда не могла себе это представить. Но жизнь всегда полна сюрпризов и неожиданных поворотов. Больше всего мне понравилось, с каким чувством юмора Владимир Владимирович ответил. Значит, всё будет хорошо.
Беседу вёл Александр Савин