Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Многоязыкая лира России

Прислушаемся, как дышат

01 января 2007

КИНО

По роману народного писателя Якутии Николая Лугинова «По велению Чингисхана» известный театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), художественный руководитель Сахатеатра Андрей Борисов снимает одноимённый фильм.

Это история человека, имя которого знает весь мир. Воина, который взял в руки оружие, чтобы обеспечить мир и покой своей семьи, своего народа, своей страны. Великого хана, собравшего разные племена и народы под знаменем единой империи, под властью единого закона. Властителя, чья империя простиралась от Жёлтого моря до Средиземного. Правителя, который провозгласил терпимость – национальную и религиозную. Основателя новой евразийской цивилизации. История о том, как Темучин стал Чингисханом. Это история любви, которая неподвластна времени. Любви Есугэй-батура к чужой жене – красавице Ожулун, любви их сына Темучина к юной Бортэ, ставшей первой и главной женой великого хана. История дружбы и предательства названого брата Темучина – Джамухи.
Чингис-Хаан – имя одного из трёх верховных божеств якутского эпоса олонхо, вершителя людских судеб.
В Международном кинопроекте снимались Олег Тактаров, Кэри Хираюки-Тагава, монгольский актёр Оргил Махаан, Ту Мэн, актриса Сахатеатра Степанида Борисова. Главную роль исполняет тувинский актёр Тадарыкбай Ондар.
На протяжении более чем двух лет (с апреля 2005 года) съёмки велись в Якутии, Монголии, Туве, Калмыкии, Хакасии, Бурятии и Республике Алтай. 

Спец. корр.

Словосочетание «якутский кинематограф» ещё совсем недавно могло восприниматься едва ли не в качестве оксюморона. Да, о выдающихся театральных традициях в Республике Саха все худо-бедно интересующиеся искусством за пределами столичного Садового кольца были как минимум наслышаны. Да, слава о целой плеяде блистательных артистов и постановщиков заслуженно распространилась далеко за пределы края алмазов. Но кино?! В стране, где, по сути, есть лишь два центра, могущие по праву претендовать на серьёзные взаимоотношения с «девятой музой»? Где и в миллионных-то городах начисто отсутствует сегодня «фильмовое» производство, а те провинциальные студии, что функционировали и выпускали художественные ленты в советское время, теперь влачат довольно жалкое существование? И вдруг на тебе! Якутия!.. «Фабрика грёз», понимаешь, в условиях вечной мерзлоты!..

Когда на последнем Московском международном кинофестивале в программу достаточно значимого конкурса «Перспективы» была включена якутская картина «Дыши!», многие из числа, что называется, «продвинутых» киноманов наверняка посчитали сие жестом политеса – по крайней мере зал во время показа, мягко говоря, не ломился от количества зрителей. И когда по ходу заключительной «наградной» церемонии ММКФ стало понятно, что самый северный участник смотра едва-едва не одержал победу в своей «весовой категории» (по крайней мере это можно было чётко уловить из прозвучавшего со сцены «особого упоминания» председателя жюри), то, хотелось бы надеяться, наши записные снобы как минимум призадумались. А то ведь мы всегда готовы с жаром включаться в любое модное поветрие – славить невиданный расцвет корейского кинематографа, восторгаться блестящими успехами тайской школы или впадать в эйфорию по поводу ещё какого-нибудь диковинного цветка, расцветшего на общемировом кинодреве, в то время как действительно уникальные явления, происходящие у нас под боком (ну не под боком, конечно, в данном случае, а достаточно «далеко от Москвы» – но в нашей стране), склонны в лучшем случае высокомерно не замечать, чтобы не сказать больше.
Бюджет «Дыши!» («Тыын!»), снятого «на цифру» недавно перешагнувшим порог своего 30-летия Сергеем Потаповым (между прочим, учеником Марка Захарова, закончившим его мастерскую в РАТИ, а недавно занявшим пост главного режиссёра знаменитого Сахатеатра), составляет, надо думать, какую-нибудь одну тысячную от средств, пошедших на изготовление очередного пустопорожнего отечественного блокбастера. Но при этом, что называется, «уму и сердцу» якутская картина даёт ровно в тысячу раз больше. Повествование об одном не самом обычном дне из жизни незадачливого жителя города Якутска по имени Нюргун (отточенная работа Иннокентия Дакаярова) – этакого классического обаятельного недотёпы – уверенно балансирует на тонком стыке иронического отстранения и «гиперреализма» неореалистического толка. Взгляд камеры в равной степени и романтически приподнят, и по-современному жёсток. Лёгкая и тонкая фантасмагоричность наплывает на чётко зафиксированный быт.
Нюргун в долгах как в шелках, а супруга ждёт четвёртого ребёнка. Задача найти денег оборачивается броуновским движением, всё более отдающим абсурдностью перемещением по городу с вереницей запоминающихся портретов, мастерских диалогов, законченных мини-драм. Настроение ленты то отсылает к неподражаемой атмосфере лучших кинотворений Георгия Данелии, то перекликается с удивительным авторским миром финского мастера Аки Кариусмяки, то вдруг прорывается какими-то флюидами феноменального Такеши Китано. Но при всём при том это более чем самостоятельное внятное высказывание. И очень человеческое.
Финал (а точнее, конструкция из двух финалов) настолько хорош, что его жалко пересказывать и таким образом заранее «продавать». Другое дело, что возможность каким-то образом увидеть этот фильм весьма и весьма проблематична. С успехом проехав по целому ряду фестивалей и выйдя в прошлом году на якутские экраны, «Дыши!» на этом пока завершил свою зрительскую биографию. На DVD его нет.
Будем надеяться, что принципиально иная прокатная судьба ждёт картину «По велению Чингисхана», создание которой в настоящий момент заканчивает «начальник» Потапова – худрук Сахатеатра и по совместительству министр культуры и духовного развития республики Андрей Борисов. По словам другого министра культуры – российского, это должен быть «потрясающий фильм». Посмотревший рабочие материалы Александр Соколов уверенно заявил, что фильм этот «может превзойти эффект всех голливудских фильмов, в том числе и знаменитых блокбастеров».
После радостного открытия, случившегося с «Дыши!», этому веришь охотно. И кто знает, возможно, по прошествии всего нескольких лет загадочная и непостижимая земля – (Якутия) Саха – одарит нас алмазной россыпью выдающихся кинокартин. Вот только заметить, не пропустить их в горах экранного мусора, расслышать дыхание... 

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • За стеклом

    10.07.2025
  • Заснувшую жизнь тормоши

    10.07.2025
  • Птица

    03.07.2025
  • Свет из ночного омута

    03.07.2025
  • Город у моря

    27.06.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS