По роману народного писателя Якутии Николая Лугинова «По велению Чингисхана» известный театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), художественный руководитель Сахатеатра Андрей Борисов снимает одноимённый фильм.
Это история человека, имя которого знает весь мир. Воина, который взял в руки оружие, чтобы обеспечить мир и покой своей семьи, своего народа, своей страны. Великого хана, собравшего разные племена и народы под знаменем единой империи, под властью единого закона. Властителя, чья империя простиралась от Жёлтого моря до Средиземного. Правителя, который провозгласил терпимость – национальную и религиозную. Основателя новой евразийской цивилизации. История о том, как Темучин стал Чингисханом. Это история любви, которая неподвластна времени. Любви Есугэй-батура к чужой жене – красавице Ожулун, любви их сына Темучина к юной Бортэ, ставшей первой и главной женой великого хана. История дружбы и предательства названого брата Темучина – Джамухи.
Чингис-Хаан – имя одного из трёх верховных божеств якутского эпоса олонхо, вершителя людских судеб.
В Международном кинопроекте снимались Олег Тактаров, Кэри Хираюки-Тагава, монгольский актёр Оргил Махаан, Ту Мэн, актриса Сахатеатра Степанида Борисова. Главную роль исполняет тувинский актёр Тадарыкбай Ондар.
На протяжении более чем двух лет (с апреля 2005 года) съёмки велись в Якутии, Монголии, Туве, Калмыкии, Хакасии, Бурятии и Республике Алтай.
Спец. корр.
Словосочетание «якутский кинематограф» ещё совсем недавно могло восприниматься едва ли не в качестве оксюморона. Да, о выдающихся театральных традициях в Республике Саха все худо-бедно интересующиеся искусством за пределами столичного Садового кольца были как минимум наслышаны. Да, слава о целой плеяде блистательных артистов и постановщиков заслуженно распространилась далеко за пределы края алмазов. Но кино?! В стране, где, по сути, есть лишь два центра, могущие по праву претендовать на серьёзные взаимоотношения с «девятой музой»? Где и в миллионных-то городах начисто отсутствует сегодня «фильмовое» производство, а те провинциальные студии, что функционировали и выпускали художественные ленты в советское время, теперь влачат довольно жалкое существование? И вдруг на тебе! Якутия!.. «Фабрика грёз», понимаешь, в условиях вечной мерзлоты!..
Когда на последнем Московском международном кинофестивале в программу достаточно значимого конкурса «Перспективы» была включена якутская картина «Дыши!», многие из числа, что называется, «продвинутых» киноманов наверняка посчитали сие жестом политеса – по крайней мере зал во время показа, мягко говоря, не ломился от количества зрителей. И когда по ходу заключительной «наградной» церемонии ММКФ стало понятно, что самый северный участник смотра едва-едва не одержал победу в своей «весовой категории» (по крайней мере это можно было чётко уловить из прозвучавшего со сцены «особого упоминания» председателя жюри), то, хотелось бы надеяться, наши записные снобы как минимум призадумались. А то ведь мы всегда готовы с жаром включаться в любое модное поветрие – славить невиданный расцвет корейского кинематографа, восторгаться блестящими успехами тайской школы или впадать в эйфорию по поводу ещё какого-нибудь диковинного цветка, расцветшего на общемировом кинодреве, в то время как действительно уникальные явления, происходящие у нас под боком (ну не под боком, конечно, в данном случае, а достаточно «далеко от Москвы» – но в нашей стране), склонны в лучшем случае высокомерно не замечать, чтобы не сказать больше.
Бюджет «Дыши!» («Тыын!»), снятого «на цифру» недавно перешагнувшим порог своего 30-летия Сергеем Потаповым (между прочим, учеником Марка Захарова, закончившим его мастерскую в РАТИ, а недавно занявшим пост главного режиссёра знаменитого Сахатеатра), составляет, надо думать, какую-нибудь одну тысячную от средств, пошедших на изготовление очередного пустопорожнего отечественного блокбастера. Но при этом, что называется, «уму и сердцу» якутская картина даёт ровно в тысячу раз больше. Повествование об одном не самом обычном дне из жизни незадачливого жителя города Якутска по имени Нюргун (отточенная работа Иннокентия Дакаярова) – этакого классического обаятельного недотёпы – уверенно балансирует на тонком стыке иронического отстранения и «гиперреализма» неореалистического толка. Взгляд камеры в равной степени и романтически приподнят, и по-современному жёсток. Лёгкая и тонкая фантасмагоричность наплывает на чётко зафиксированный быт.
Нюргун в долгах как в шелках, а супруга ждёт четвёртого ребёнка. Задача найти денег оборачивается броуновским движением, всё более отдающим абсурдностью перемещением по городу с вереницей запоминающихся портретов, мастерских диалогов, законченных мини-драм. Настроение ленты то отсылает к неподражаемой атмосфере лучших кинотворений Георгия Данелии, то перекликается с удивительным авторским миром финского мастера Аки Кариусмяки, то вдруг прорывается какими-то флюидами феноменального Такеши Китано. Но при всём при том это более чем самостоятельное внятное высказывание. И очень человеческое.
Финал (а точнее, конструкция из двух финалов) настолько хорош, что его жалко пересказывать и таким образом заранее «продавать». Другое дело, что возможность каким-то образом увидеть этот фильм весьма и весьма проблематична. С успехом проехав по целому ряду фестивалей и выйдя в прошлом году на якутские экраны, «Дыши!» на этом пока завершил свою зрительскую биографию. На DVD его нет.
Будем надеяться, что принципиально иная прокатная судьба ждёт картину «По велению Чингисхана», создание которой в настоящий момент заканчивает «начальник» Потапова – худрук Сахатеатра и по совместительству министр культуры и духовного развития республики Андрей Борисов. По словам другого министра культуры – российского, это должен быть «потрясающий фильм». Посмотревший рабочие материалы Александр Соколов уверенно заявил, что фильм этот «может превзойти эффект всех голливудских фильмов, в том числе и знаменитых блокбастеров».
После радостного открытия, случившегося с «Дыши!», этому веришь охотно. И кто знает, возможно, по прошествии всего нескольких лет загадочная и непостижимая земля – (Якутия) Саха – одарит нас алмазной россыпью выдающихся кинокартин. Вот только заметить, не пропустить их в горах экранного мусора, расслышать дыхание...