Бурные события в Минске разворачиваются на нескольких уровнях.
На национальном уровне президент Лукашенко пытается всеми средствами сохранить власть; часть общества наивно стремится «в Европу» под влиянием квалифицированных организаторов; часть просто хочет обновления; националисты, исподволь, без особых помех набиравшие силу, в контакте с ультраправым подпольем на Западе, точат свои штыки.
На европейском уровне в решительное наступление перешла Польша, которая веками боролась за белорусские земли и сейчас видит редкий шанс реализовать амбиции по созданию «Междуморья» – геостратегического проекта объединения под своим контролем земель между Балтийским морем на севере и Чёрным и Адриатическим морями на юге; тем временем «старая Европа» в лице Германии и Франции сдержанно держит руку на пульсе.
На глобальном уровне в военно-политическом плане Соединённые Штаты стремятся замкнуть «санитарный кордон» вокруг России, удалив последний пробел в лице Белоруссии; Китай устремлён обеспечить себе платформу и инфраструктуру в Европе.
Остановимся на действиях самого активного ныне игрока – Польши. Всегда беспокойная и деятельная, в последние годы Варшава перешла в режим наступательный и даже воинственный. Причина тому – национал-консерваторы во власти и их поддержка Дональдом Трампом. При Трампе Польша стала новой опорой США и НАТО в Европе, в то время как традиционные партнёры Германия и Франция отдалились от радикальной власти в Вашингтоне. Варшава успешно доказала лояльность Трампу закупками вооружений, увеличением взносов в НАТО, приглашением открыть военную базу «Форт Трамп» и даже заплатить за неё, покупками американского сжиженного газа и другими подарками дорогому другу Дональду. Дополнительная ценность Междуморья для Вашингтона в том, что он не только ослабляет Россию, но также отделяет её от Германии и ослабляет франко-германское ядро Евросоюза.
Экономической инкарнацией Междуморья стала «Инициатива трёх морей», запущенная в 2016 году. Концепция этой «социально-экономической» инициативы принадлежит четырёхзвёздному американскому генералу в отставке Джеймсу Джонсу, ранее он командовал силами НАТО в Европе. В саммите «Триморья» в Варшаве в 2017 году принял участие и сам Трамп.
Белоруссия для Польши – самый крупный и вожделенный куш для присвоения в формате Междуморья. На протяжении трёх десятилетий белорусской независимости Польша вела системную многогранную политику по наращиванию влияния и выстраиванию своей инфраструктуры во всех сферах – в экономике, образовании, гуманитарных и административных вопросах, включая раздачу белорусам «карты поляка».
В последние годы мы в Институте внешнеполитических исследований и инициатив наблюдали за ростом польской мании величия. Анализ текущих усилий Варшавы и их историческая основа представлены в книге «Польша в борьбе за Восточную Европу 1920–2020», вышедшей в минувшем марте. Прогнозы историков и экспертов подтверждаются у нас на глазах.
Буквально накануне волнений в Минске, 29 июля, главы МИД Польши, Литвы и Украины объявили о создании «Люблинской тройки» – по аналогу с Люблинской унией, союза между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положившего начало Речи Посполитой в 1569 году.
Однако решающая роль в развитии ситуации принадлежит России. В отличие от Польши, российского плана пока не видно. Пора предлагать интеграционные решения, интересные белорусскому народу и учитывающие сильные стороны белорусской экономической модели.