Выдающаяся актриса отечественного театра и кино Ирина Вадимовна Муравьёва, народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, отмечает в феврале свой 75-й день рождения. Поздравляем!
Возраст не властен над теми, в ком горит Божия искра! Сегодня творческая жизнь актрисы продолжается на сцене Малого театра России, где Ирина Муравьёва служит уже 30 лет. Любимую актрису можно увидеть в различных постановках по русской и зарубежной классике. Неотразимой Ирина Муравьёва появляется в спектакле «Всегда зовите Долли!» по пьесе Т. Уайльдера, где во всём блеске её музыкальность, обаяние, комедийный дар и магия таланта, которые притягивают зрителей любого возраста и разного уровня восприятия театрального искусства. Контрастом к обаятельной госпоже Долли в исполнении Муравьёвой появляется карикатурно-предприимчивая Коробочка из «Мёртвых душ» Н. Гоголя. Характерные черты мастерства актрисы, такие как глубина проникновения в образ, тонкое обаяние, понимание психологии героя, проявляются не только в театральных постановках – в её биографии звёздные роли во многих фильмах, ставших классикой советского кино, дубляж, участие в озвучивании любимых мультфильмов: «Пёс в сапогах», «Дереза» и других.
Будущая звезда экрана и театральных подмостков родилась 8 февраля 1949 года в московской семье, история которой символична для поколения победителей. С первых дней Великой Отечественной её отец, Вадим Сергеевич Муравьёв, ушёл добровольцем на фронт, прошёл всю войну, закончил громить врага в Германии, где познакомился с белорусской девушкой Лидой, которую в годы оккупации немцы угнали на принудительные работы. Вскоре после Победы они поженились. В 1947 году у пары появилась первая дочь – Людмила, а следом будущая любимица миллионов зрителей – Ирина Муравьёва. Мама всё время посвящала воспитанию детей, и дочки росли послушными умницами. Характер Ирины проявился тогда, когда вопреки желанию родителей она выбрала непростую профессию актрисы. Вот как Ирина Вадимовна вспоминает о том, что повлияло на её выбор: «В тот момент мне казалось, что профессия актёра самая важная, самая лучшая и замечательная на свете. Через театр я хотела приносить большую пользу своему народу. Такие пафосные мысли были для нашего поколения нормальными…»
Трудности на творческом пути встретились сразу, но не испугали. Сегодня кажется невероятным, что будущая звезда фильма «Самая обаятельная и привлекательная» два года подряд не проходила по конкурсу ни в один из театральных вузов Москвы! И всё-таки ей повезло поступить в драматическую студию при Центральном детском театре, где в то время оказался недобор артистов на амплуа травести. По окончании студии в 1970 году актриса была зачислена в труппу ЦДТ, где в течение семи лет играла и мальчиков, и птичек, лирических принцесс и героинь, как, например, Любку Шевцову в «Молодой гвардии» по роману Фадеева, участие в телепередачах для детей тоже приносило новый опыт. Не всё шло гладко, Ирина Вадимовна в одном из интервью признавалась, что не раз возникали мысли бросить актёрскую деятельность.
В своё время меня поразил фильм «Эта женщина в окне» (1993), где история главной героини в исполнении Ирины Муравьёвой была представлена настолько жизненно и вместе с тем оригинально, что осталась в памяти как особо трепетная актёрская работа. Неспроста получилась такая лирическая картина, подумалось тогда мне. Оказалось, кино снимал режиссёр Леонид Эйдлин – муж актрисы, из чего можно сделать вывод, что режиссёр и актриса особенно чутко понимали друг друга.
Ирине Вадимовне удалось достойно сочетать в жизни и театр, и семью: два сына росли не за кулисами. Молодая мама частенько отказывалась от выгодных предложений, курсируя по маршруту театр – дом по очереди с мужем. Однажды Ирина Вадимовна в СМИ поделилась мнением о том, что нельзя детям испытывать дефицит общения с матерью только потому, что она известная актриса, и описала секрет семейного долголетия формулой: «Нельзя разводиться, нельзя не терпеть, нельзя не жалеть, нельзя не понимать». Супруги вместе прожили более сорока лет, пока смерть Леонида Эйдлина не разлучила их…
Многие люди, знающие Муравьёву, восхищаются ею не только в профессиональном отношении, но и как матерью, как добрым православным человеком, которому удалось, будучи в зените актёрской славы, иметь достойную репутацию: такая не может предать ни в любви, ни в трудностях, ни в радостях.
Центральный детский театр, где Ирина Муравьёва начинала свою карьеру, смотрит окнами на легендарный Малый театр, который всегда манил её серьёзным репертуаром, перспективой развития, масштабом актёрских дарований мастеров, служивших тогда в Доме Островского. В 70-е годы до звёздного статуса актрисе было ещё далеко! Но уже тогда она умела мечтать и планировать, даже попробовала обратиться к тогдашнему директору Малого театра народному артисту СССР Виктору Коршунову, но получила деликатный отказ и добрый совет учиться дальше. После этого, может быть, и проявился твёрдый характер, необходимый для крупного дарования: Ирина поступает в труппу Театра Моссовета и одновременно начинает учиться в ГИТИСе на курсе О.Я. Ремеза. На сцене Театра Моссовета, где она служила с 1977 по 1991 год, состоялась как серьёзная, многогранная актриса в разных амплуа. Значимыми ролями в творческой биографии стали Рода из спектакля «А дальше – тишина» (молодая актриса играла с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом), Грушенька в «Братьях Карамазовых» по роману Достоевского.
Двери Малого театра распахнулись для Ирины Вадимовны Муравьёвой в 1993 году. Первой ролью на подмостках театра, о котором она когда-то мечтала, стала Раневская из чеховского «Вишнёвого сада». Позже в репертуаре появилась и Аркадина из «Чайки». В лирические характеры своих героинь актриса привнесла черты своей творческой индивидуальности – яркий темперамент, тонкую иронию и фантазию. Художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин, режиссёр спектакля «Власть тьмы» по произведению Л.Н. Толстого, открыл новой, неожиданной гранью талант Ирины Вадимовны в образе злобной Матрёны. Творческое содружество Ирины Муравьёвой и Юрия Соломина оставило яркий след в истории Малого театра. Мне посчастливилось видеть их актёрский дуэт в комедии «Фелумена Мартурано» по пьесе Эдуардо де Филиппо в постановке итальянского режиссёра Стефано де Лука. Вдумчивая, истинно художественная работа актёров в спектакле, где интрига начиналось с того, что дон Доменико (Ю. Соломин) неистовствовал, ибо Фелумена (И. Муравьёва) притворилась умирающей с целью оформить с ним законный брак после 25 лет совместной жизни. Наши любимые артисты со всей широтой эмоциональной палитры проживали историю людей, за плечами которых разные статусы, сложные отношения, ошибки и… взрослые дети. Бытовая комедия разворачивалась с нотками трагизма, что добавляло спектаклю художественную ценность. В спектакле «Восемь любящих женщин» режиссёра Владимира Бейлиса по пьесе французского драматурга Р. Тома в роли бабушки Ирина Вадимовна широко развернулась способностью к экспрессии, ироничному юмору и чувству стиля, надолго оставляя глубокое художественное впечатление!
Актриса верна принципам русского психологического театра. Наверное, в этом и проявляется пафос Ирины Муравьёвой, с которым она стремилась на театральные подмостки, – служить народу!
К юбилею Ирины Муравьёвой в статье Дениса Горелова "Где ни тронь – везде огонь"