Несмотря на разного рода коллизии, у нас сохраняются большие симпатии к Болгарии и её людям. Схожие чувства испытывают и болгары в отношении России и русских. Политическая конъюнктура преходяща, а чувства, совместные свершения гораздо более долговечны. У наших православных народов есть все основания думать, что мы «братушки» не только на словах.
Это, кстати, отражается даже в том, что формального акта об установлении дипотношений между нами после окончания русско-турецкой войны 1887–1888 годов и освобождения Болгарии от османского ига в исторических архивах нет. Они сложились как бы сами собой в ходе освободительной борьбы. Известно, что Высочайшим приказом по МИД России в 1878 году статский советник А.П. Давыдов был «назначен дипломатическим агентом и генеральным консулом в Болгарии (18 августа) и произведён в действительные статские советники (7 сентября)». Верительные грамоты Давыдов вручил болгарскому князю А. Баттенбергу 25 июня/7 июля 1879 года. Эта дата взята по взаимному согласию в качестве официальной даты установления дипотношений.
Многое случалось за эти десятилетия в жизни наших стран. Был период особой дружбы и близости – когда существовали СССР и Народная Республика Болгария (НРБ). Многое из того времени поныне служит примером, как жить и помогать друг другу. Например, существовавшие тогда связи между писателями, как и число переводов с языка на язык, видимо, не скоро вернуться на былой уровень. Случались периоды, когда болгарские власти «искали удачи» к западу от своих границ. Но не зря говорится: старый друг лучше новых двух. Нынешний президент Болгарии Румен Радев считает: «Я думаю, что наши отношения с Россией не должны быть в заложниках чужих интересов, мы должны отстаивать свои собственные, – и с иронией добавляет: – Есть политики, для которых отношения с Россией никогда не будут достаточно плохими».
Это означает, что мы хотим, чтобы наши отношения были хорошими, если не братскими, то дружественными.