Сначала был Всероссийский конкурс: две тысячи молодых художников отправили свои заявки, и сто из них прошли отбор на арт-фестиваль «Молодость России». Керамисты, живописцы, графики, скульпторы и художники так называемого актуального искусства сентябрь провели в Домах творчества Союза художников России.
Дом творчества «Байкал» принял живописцев, в Доме творчества им. Д.Н. Кардовского работали скульпторы, Дом творчества «Челюскинская» открыл двери художникам-графикам, а художники актуального искусства прибыли в Дом творчества «Сенеж». Живописцы и керамисты проходили свою стажировку под Тверью, в мастерских «Академической дачи имени Репина», по-домашнему – «Академичке».
Так случилось, что я перепутала кнопки и вместо графики попала на керамику. Случайность оказалась счастливой. Целых тридцать керамических осенних дней мы провели под пристальным вниманием мастеров Александры Створа, Натальи Бодриковой, директора «Академички», художника Максима Титова и – под непристальным задумчивым взглядом Репина: памятник Илье Ефимовичу возведён близ одной из достопримечательностей «Академички» – дома-восьмигранника.
Месяц художники творили. И натворили много замечательного. А заключительным этапом арт-фестиваля стала выставка в залах Союза художников России в Новой Третьяковке – Молодёжная выставка с загадочным названием «СХР:СТАЖ//СЕГОДНЯ/ЗАВТРА». Название похоже на зашифрованное послание в космос: мол, сегодня/завтра будем. Ждите.
Выставку открывал народный художник России, председатель правления Союза художников России Андрей Ковальчук. Андрей Николаевич особо отметил работы художников актуального искусства, или, как они сами себя называют, «актуальщиков» (авторедактор-ретроград упорно предлагает исправить это на «катальщиков»). Мне запомнилась работа Анастасии Сильяновой «Пейзаж, который может обойтись без меня».
Выставка эклектична. Работы очень разные. Что-то возмутит, что-то оставит равнодушным, что-то очарует. У режиссёра Ивана Вырыпаева есть короткометражка под названием «Ощущать», там парень пытается вести диалог с иностранкой, но она его не понимает. И он постоянно говорит ей: «Не понимаешь? Ты не понимаешь, да? Так ты ощущай!..»
Ощущение – это, пожалуй, главное. Например, смотришь на «Новую Москву» Юрия Пименова и ощущаешь: Москва, женщина, дождь. Смотришь на картины Михаила Врубеля и ощущаешь: надмирье, демон, сирень.
Кстати, в соседних залах Новой Третьяковки проходит выставка картин этих двух великих мастеров. Огромная очередь к обоим. К нам очередь, признаться, скромнее… Пока не заслужили. Тем не менее, гуляя по залам нашей Молодёжной выставки, обязательно остановим взгляд на работе 20-летнего художника Клима Сенева из Невинномысска: его скульптурная композиция называется «Фитнес» – три смешные и одновременно трогательные толстушки застыли посреди зала. Невозможно пройти мимо них, не улыбнувшись.
А поблизости выставлено панно Алёны Зотовой «Брошенные игрушки». Сначала видишь космос, а потом вдруг начинают проступать силуэты игрушек. И тут же мысль: «Так, а где мой любимый медведь?!» Ощущаю.
У меня представлено три работы: «Пилигримы», «Баба Марфа слушает» и русалка «Петербурженка». У русалки – чёрная шляпка и белые крылья, а своими формами она напоминает сфинкса. Эта работа была сделана по мотивам фразы из книги Светланы Мосовой «В поисках прошлогоднего снега», цитирую: «Но кто в этом городе коренной? Разве что лешие и русалки».
Было бы хорошо назвать имена всех художников и мастеров, участвующих в этом проекте, но ещё лучше узнать их на самой выставке, которую можно посетить до 5 декабря.
И, если придёте в Новую Третьяковку, передайте привет моей «Петербурженке»!
Арина Обух