Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 августа 2024 г.
  4. № 32 (6946) (14.08.2024)
Литература

Привкус дождя пресноватый

17 августа 2024
Аркадий Пахомов. Фото Павла Крючкова.

Аркадий Пахомов (1944–2011)

Поэт. Учился на филологическом факультете МГУ. В 60-е гг. XX века входил в поэтическую группу «СМОГ». Автор книги стихов «В такие времена». В 90-е его стихи публиковались в журналах «Знамя», «Континент», «Новое литературное обозрение». Произведения вошли в антологии «Самиздат века» и «Русские стихи 1950–2000 годов».

Его стихи в советских литературных изданиях почти не печатались, распространялись в основном в самиздате. Их называли угловатыми, оригинальными, узнаваемыми. Публикуем подборку стихотворений Аркадия Пахомова – к 80-летию со дня рождения поэта.

Дождь

В линейку, а лучше в клетку,

глухо, как будто в кадку,

по жалюзям и решёткам

и по кирпичной кладке

срываются полные капли

на деревянный цоколь,

размеренно – оп-ля, оп-л –

простуженный, хриплый цокот.


На происшествие это

смотрю сквозь железное сито,

и привкус дождя пресноватый

губам ощущать приятно.


* * *

Какая нынче, Господи, весна –

осенняя и солнечная сразу,

для творчества, безумства и вина,

и для любви. Охватывая глазом


её просторы сизые, скажу:

всем повезёт сегодняшней весною,

недаром я по городу хожу,

недаром мы поссорились с тобою


и тотчас помирились. Хорошо

с такой весною в мире жить

                                  и дружбе,

и раз уж разговор такой пошёл,

то умереть в ней тоже хорошо,

уж если умереть когда-то нужно.


* * *

Осенним листьям следует кружить

И расправлять морщинистое небо,

И, завершив в пространстве виражи,

Ложиться навзничь бережно и немо.

Затем им должно затвердить урок

о сущности продуктов эфемерных,

с осадками смешаться равномерно

и набираться силы тихо, мирно,

чтобы из них произошёл росток.

Так поступить пристало им судьбой,

однако же резонно их стремленье

откладывать прекрасное паренье

и продлевать, и пестовать мгновенья

ушедшей жизни, начатой весной.


* * *

Любимая, в такие времена,

в такую сучью непогодь и замять

не дай нам Бог кичиться и лукавить

и выяснять, чья бóльшая вина –


твоя вина, или моя вина,

иль родины злопамятные вины

у нас в крови. Без слёз и без запинок

забудь вражду, и да пошлёт нам сына

глухая ночь в такие времена…


Крым

Вечер. После дождя.

Чёрно-бурая пашня,

а за нею, чуть-чуть погодя, –

крест и старая башня.


Слева был виноградник,

пашня – справа,

вдоль неё – сухие ограды,

речка и переправа.


А над всем этим рос закат,

возвышался плавно и строго,

из него-то, из далека,

вытекала дорога.


На дороге был мягкий иней,

он сгущался, но еле-еле.

Мы несли виноград и дыни

и смеялись, и что-то пели,


и смотрели по сторонам

и вперёд на широкое взгорье,

где закатная тишина,

а за всем этим было море.


Керчь

Как это сплошное конкретное лето,

как карточный домик,

                    игрушке под стать,

качается Керчь от жары и от света,

не в силах себя хоть чуть-чуть

                                    распознать.


Приятно в глухой первородной

                                            теплыни

любить углублённую в улицы тишь

и удивляться настою полыни

и черепице оранжевых крыш.


В каменных двориках

                         высмотрев сливы,

можно спуститься без всяких хлопот

в пахнущий рыбой, вином и крапивой

старый, всегда перегруженный порт.


Там гениальный и ветреный мастер

расположил среди странных фигур

плоские ящики, бочки и снасти,

грузчиков сонных, когда перекур


и когда ветер лениво-подробный,

вдруг расширяя седой кругозор,

с шумом выходит туда, где свободно

море колышет тяжёлый простор.


Песенка

Нынче ночью погасла верба,

нынче зябко в пустых аллеях.

Я смотрю на зелёное небо,

я лежу на твоих коленях.


Ты меня гладишь долго слишком,

ты мне кажешься много старше,

у тебя есть плюшевый мишка,

ты его гладишь точно так же.


* * *

В тысяча девятьсот семьдесят втором году,

В сентябре, в ночь на среду,

На двадцать седьмое число,

Как снег на голову – выпал снег,

Белоснежный, правдивый…

Но все, да, увы, все, и без исключения,

Вместо того чтобы собраться

И как-то обсудить этот факт,

Я бы даже сказал – приключение,

Сделали вид, будто ничего такого не произошло,

И пошли на работу, учёбу

И в детские учреждения.

И забыли б об этом,

Так уж бывало не раз,

И на этот раз так же бы

 всё и произошло,

Если бы не нашёлся один умный

 и трезвый человек

И не написал бы об этом

Вполне приличное стихотворение.


Дорога

Ушла в себя дорога, залегла

В пучки травы сухой, в шипучий гравий

И в корни, разорённые дотла

Колёсами в расхристанной оправе.


Ушла в себя дорога – в дальний путь,

Ведомая неведомым порывом,

Успевшая чуть выгнуться, свернуть

И набок лечь у самого обрыва.


И выпрямиться, вытянуться в нить,

И продолжаться гладко и покато,

Не упуская вдруг над речкой взмыть

И обернуться мостиком горбатым


Затем, чтоб тут же, в следующий миг

Расположиться на опушке леса

И под его развёрнутым навесом

Забыться и не помнить дней своих.


Ушла в себя, осмыслив каждый сдвиг

И поворот найдя и пересилив,

Одна из множества живучих и кривых,

Которые куда ни выводили.


Зимняя электричка

В пурге, на склоне декабря

по жребию и по привычке

два рельса, два поводыря

ведут слепую электричку.


В лесу, где не видать ни зги,

она спешит, как тот прохожий,

беречь уставши сапоги,

себе назло, по бездорожью.


За лесом, что увяз на треть,

за грустью сосен, за их болью,

как притаившийся медведь,

лежит заснеженное поле.


Как в скучный текст прямая речь,

без предисловий и кавычек,

чтобы селянина развлечь,

вступает в поле электричка.


И расплескав пургу поверх

припавших к линии сараев,

как безымянный человек,

за дымкой леса исчезает.


Терем

                 Владимиру Алейникову

В той стране, где ветер терпок

от морских сушёных трав,

был построен стройный терем

из гусиного пера,


из камней, волной лощённых,

плавно сглаженных рукой,

терем с башнею смещённой

был единственный такой.


Всё, от стен его кольчужных

до ракушечных основ,

было пеною жемчужной

в нужный час освящено.


Рядом с берегом стоящий,

терем лёгкую волну

мог сдержать, разбить на части

и с округлых плеч стряхнуть.


Отмечая именины

пеньем птиц и бычьих жил,

ветвь рябины, ветвь жасмина

кто-то к башне положил.


И сказал широким чайкам,

оснащавшим корабли,

чтобы море не качали,

чтобы терем берегли.


* * *

Не промолвлю я ни слова

и к руке не припаду,

в Новый год и в старый Новый

не приеду, не приду,


с плеч твоих не сброшу иней,

чтобы таял он в горсти,

никакой во мне гордыни –

что ты, Господи прости…


Я свою гордыню прожил,

как в ангине, как в бреду,

как во сне прожил – и всё же

не приеду, не приду,


лучше будет или хуже –

не положишь на весы,

слишком сам себе не нужен

я в последние часы.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Завершился III «Литературный пленэр»

    30.07.2025
  • Человек и невидимка

    30.07.2025
  • Андрей Дементьев объединяет

    30.07.2025
  • Мой Саратов

    30.07.2025
  • Образы друзей – со мной

    30.07.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Очевидец Поэзия Коми Донбасс
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS