Потребность в литературе, поэзии хорошо видна в интернет-пространстве – неуклонно растёт количество литературных сайтов, проектов и конкурсов. Несколько лет назад продюсер Евгений Лебедев задумал интернет-проект «Бабушка Пушкина» как конкурс для молодых поэтов, которые пишут стихи на заданную тему, представляя их в виде инсценированных клипов. У многих вызвало недоумение и вопросы название проекта. «Бабушка – шутливый ассоциативный образ, – ответил Лебедев в одном из интервью, – это наши поэтические традиции».
И форма подачи выбрана удачная: это не монотонное чтение виршей полтора часа кряду, пусть и разбавленное короткими выступлениями друзей и знакомых, как происходит на большинстве поэтических вечеров, и что даже самих поэтов надолго отталкивает от посещения оных. Из чтения стихов делают клипы с музыкой, красивым видеорядом и автором стихотворения в роли лирического героя. Каждый сезон состоит из нескольких раундов. Клипы выкладывают на YouTube и на официальной странице сообщества в социальной сети «ВКонтакте», где и проходит голосование. Сериям проекта удаётся набрать десятки и даже сотни тысяч просмотров.
Значит, мода на поэзию всё же возможна, и любовь русского человека к стихам не осталась в прошлом веке! Хорошо или плохо, но люди пишут, а ещё читают и слушают стихи.
И вот случилось желаемое – с февраля 2014 года четвёртый сезон шоу о молодых поэтах «Бабушка Пушкина» прописался на телеканале «Москва 24». Поначалу из рекламных роликов трудно было понять: о чём это? За именем Пушкина слышались невразумительные строки, имеющие слабое отношение к поэзии. И больше никаких комментариев. На одноимённой радиостанции в день старта шоу объяснили подробнее, что за продукт, и стихи подобрали поинтереснее. Захотелось посмотреть.
В телесезоне участвует вся Россия – от Байкала до Калуги. Первый раунд: 14 поэтов, 7 парных роликов, каждый читает своё лучшее стихотворение, это его визитная карточка. Режиссёры тонко и гармонично составили пары, подобрали им музыку и видеоряд. Некоторые пары удалось сюжетно закольцевать друг с другом, ведь не все стихи позволяют это сделать.
Тема второй серии «Чистосердечное признание». Почему-то подумалось о любви. Ан нет, забрезжило правосудие: надо было стать Раскольниковым и покаяться. Молодые поэты (от 18 до 25) за неделю душевного самокопания должны были зарифмовать истинную или мнимую греховность. Мнимая, как мне кажется, проиграла по поэтической образности. С другой стороны, не каждый готов к раскрытию себя, не каждому есть, что открывать, но все хотят славы.
Кстати о славе. На телеканале «Бабушку Пушкина» позиционируют как открытие, новизну и прорыв. Но мне, как человеку зрелому, довелось не только посмотреть, но и поучаствовать в телешоу «Стихоборье», которое вёл Юрий Поляков в 90-е годы. Да, это была студийная передача, без видеомузыкальной подкладки, но суть та же: соревнование молодых поэтов разных направлений со стихотворно-тематическими дуэлями. Поскольку в студии присутствовали зрители, которые впоследствии голосовали, их тоже старались развлечь, например, они должны были угадать, кто из авторов является семейной парой (фамилии-то у всех разные).
Но это тогда. А в нынешней реальности с «Бабушкой…» соперничает поэтический конкурс «Вечерние стихи» на интернет-канале «Вечерняя Москва». Проекту уже два года, передача постоянно качественно реформируется. Здесь участвуют победители рейтингового голосования портала стихи.ру: еженедельно по средам три поэта читают небольшую подборку, зрители голосуют, параллельно их оценивают эксперты-профессионалы. Набравший максимальное количество голосов попадает в финал, а в следующей передаче соревнуется другая тройка. Трансляция не превращается в монотонный литературный вечер благодаря участию двух разговорчивых ведущих, с хорошим юмором сводящих части в единое целое, переключающих внимание с поэта на комментатора чата «Вечерних стихов», на эксперта в студии или его запись из скайпа, вступающих в диалог с председателем экспертного совета. Удивительная сыгранность всех участников и зримая лёгкость действа создают впечатление отрепетированности. Однако – это прямой эфир. Из других плюсов: участие в проекте поэтов всех возрастов, наличие профессиональной оценки текстов с разбором, сменяемость действующих лиц с обеих сторон, – отсюда разнообразие и непредвзятость, отчего проект выигрывает как в визуальном, так и в смысловом восприятии. К сожалению, канал «Москва 24» не даёт экспертных ориентиров, и зрителю может показаться, что если стихи прозвучали на ТВ, то они и есть настоящая поэзия…
А теперь о «Бабушкиных…» внуках. Не знаю истинных критериев отбора, возможно, желание сделать первую телеверсию более содержательной, но из 14 поэтов 9 – с филологическим образованием, и лишь двое имеют не гуманитарное. Конечно, вряд ли дети, поднимавшие руки на встрече с писателями, станут кочегарами и плотниками – они, скорее всего, поступят в гуманитарный вуз. Но знали бы вы, сколько хороших стихов писали и пишут, например, студенты-бауманцы!..
Когда больше физиков появится в стане лириков, мы смело вернём себе звание не только самой читающей, но и самой пишущей страны. А для этого нам необходимы и бабушки, и дедушки Пушкина, утренние, обеденные, вечерние стихи, и не только на московском, но и на каждом мало-мальски значимом канале – не всё же светские сплетни обсуждать! Давайте о литературе поговорим!