Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Признания «садовника»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Игорь Масленников. Бейкер-стрит на Петроградской. – СПб, Сеанс: Амфора, 2007, – 255 с. ил –
(Серия «Амаркорд») 

Читатель любит киношные байки. Это же так здорово, уютно устроившись в мягком кресле, читать о том, как любимые актёры, снимавшиеся в любимом фильме, мёрзли, мокли, ломали руки-ноги, сходились и расходились с любимыми, но в итоге всё равно на экране выглядели превосходно. И не важно, было это на самом деле или автор всё добросовестно придумал. Важно, что книжка приятно щекочет нервы по ходу чтения, а по окончании оного оставляет ни с чем не сравнимый аромат «сопричастности»: теперь я знаю та-а-а-акое… В общем, и вечерок можно скоротать с удовольствием, и новые темы для светской беседы появятся. 

Любителей подобного чтения просим не беспокоиться. Ничего та-а-а-акого в книге Игоря Масленникова они не найдут. «Бейкер-стрит на Петроградской» – не сборник более или менее правдивых историй на тему «как снимается кино», хотя там есть немало любопытного и о «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона», и о «Зимней вишне», любовь к которым зрители, похоже, уже передают из поколения в поколение, ибо не остывает она десятилетиями. И всё-таки это не столько о том, как, сколько зачем и для чего. Такое путешествие автора вглубь самого себя, чтобы понять, как ему удалось прожить именно такую, а не какую-то иную жизнь. 

Сам Игорь Фёдорович к себе чрезвычайно строг: «Как сказали бы киноведы: творческого пути не получилось – генеральной темы нет». Ну и бог с ней, с этой самой генеральной темой. Зато есть умные, красивые и, что, пожалуй, особенно дорого нашему сердцу, добрые фильмы о том, что нас волнует больше всего на свете в любые времена, – о любви и ненависти, о верности и предательстве… Подбирать пары можно и дальше, но к чему? 

У читателя непраздного есть возможность вслед за Масленниковым пройти по лабиринтам режиссёрской профессии. И ключом к лабиринту будет его собственная теория о режиссёрах-архитекторах и режиссёрах-садовниках. Первые возводят фильм (или спектакль) в строгом соответствии с заранее выполненным чертежом. У вторых он «прорастает» как бы сам собой, как дерево или куст, который садовник денно и нощно окапывает, поливает, удобряет, подрезает. Вот Игорь Фёдорович и есть такой «садовник». Лучшее доказательство этому – его бережное отношение к… первоисточнику. То есть к сценарию. 

Кинорежиссёры в своих рассказах о былом редко вспоминают о сценаристах. Масленников – один из немногих, кто счёл для себя невозможным не выразить своё глубокое уважение «загадочному бескорыстию» этих странных людей, добровольно отдающих свои рождённые в муках детища в неласковые режиссёрские руки. Ведь, как правило, если фильм получился – это заслуга режиссёра, если провалился – виноват сценарист. Впрочем, Масленников нашёл немало добрых слов для всех своих соратников: операторов, композиторов, художников и, конечно же, актёров. Даже тех, кого не без оснований считают людьми, мягко говоря, проблемными. 

Тем из наших читателей, кто следил за дискуссией об исторической достоверности в кинематографе, развернувшейся на страницах нашей газеты, будет небезынтересно прочесть о том, как снималась «Анна Ярославна, королева Франции». За эту картину Масленникова ругмя ругали все кому не лень (исключением стали только «ЛГ» и «Советская культура»). Эх, жаль, не видели эти ругатели творений нынешних «киноисториков»! А ведь этот фильм был весьма смелой по тем временам попыткой рассказать о выдающейся исторической личности (Анна рано овдовела и долгие годы достойно и мудро правила Францией, за что французы ей до сих пор благодарны) без высокопарности и ложного пафоса, увы, столь свойственного советскому кинематографу. Рассказывать об истории своей страны со смехом, с улыбкой – вот чего хотели режиссёр и его группа. Не покушаясь при этом на достоверность эпохи даже в мелочах. Критики набросились на стриженную под мальчика Ярославну – мол, как можно, русская княжна да без косы, без кокошника. А на деле во времена Ярослава Мудрого девушки только после замужества косы отпускать начинали – откройте Ключевского, там всё написано. Эх, не читают сегодня режиссёры Ключевского, многие, похоже, и имени такого не слышали. Ну, может быть, хоть книгу Игоря Масленникова откроют…

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS