Рособрнадзор рекомендовал уволить директоров 212 школ, показывающих «необъективный результат». Но объективно ли само надзорное ведомство?
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – экзамены в форме тестирования – проводятся в марте–апреле в 4–6-х классах, а также в 7-х и 11-х классах по выбору. Система оценивания – весьма щадящая. Скажем, по математике в 4-м классе для получения пятёрки достаточно набрать 15 баллов из 20 возможных, для четвёрки достаточно 10 баллов. Дети легко справляются с этими заданиями, однако учителя не расслабляются и, чтобы не было потом вопросов, проводят перекрёстную проверку. После чего результаты отправляются в Рособрнадзор.
И вот грянул гром. Надзорное ведомство из обычного экзамена в лучших традициях первой половины прошлого века состряпало «дело учителей». Только называются они теперь не врагами народа, не вредителями, а учителями с «признаками необъективности». Слово «признаки» здесь никакой роли не играет. Если есть признаки преступления, уже, считай, преступник.
Необъективность для учителя – страшное обвинение. Фактически оно означает бесчестность: предвзятое отношение к одним, послабления для других. А ещё непрофессионализм, недостоверность, тщеславие, беспринципность. Этакий преступник от образования.
Какова численность этой пятой колонны? От 10 до 20 человек в двух с половиной тысячах школ, по версии Рособрнадзора, охвачены заразой необъективности. Герой сказки братьев Гримм, который «одним махом семерых убивахом», просто жалкий младенец по сравнению с современными российскими контролёрами от образования. Пятьдесят тысяч отступников, фальсификаторов, нечистых на руку ловчил выявили одной-единственной контрольной работой!
Теперь Рособрнадзор, обещавший не пользоваться итогами ВПР для оценки школ и учителей, разослал списки тронутых плесенью «необъективности» учебных заведений региональным министерствам образования для принятия нужных управленческих решений. Решений пока нет, а медиаресурсы, принадлежащие местным администрациям, радостно прокладывают дорогу колеснице репрессий. «В школах Миасса и Златоуста необъективно ставят оценки», «Сорок омских школ заподозрили в завышении оценок», «Шестьдесят школ Челябинской области неправильно ставят оценки», «Учителя сорока школ Саратовской области попались на искажениях» – сколько скрытого торжества, ликования в этих заголовках. Пора свести счёты, дорогие учителя! Десять лет вы держали нас в страхе и повиновении, теперь пробил час бывших неучей и лодырей, ныне достигших взрослого состояния, когда всё нивелируется, когда не важно, кто был двоечником, кто отличником, важно лишь, кто в жизни лучше устроился.
А если серьёзно, неужели всё так плохо? Мы связались с несколькими школами, попавшими в чёрный список. Стало ясно, что оценка за ВПР никак не могла быть ниже оценки за четверть, на что так сетует Рособрнадзор. «Если в обычной контрольной по математике снижаем оценку на балл за одну ошибку, то в ВПР таких ошибок можно было сделать 4–5, и по правилам оценивания мы всё равно должны были ставить «пятёрку», – рассказали в одной из школ Ленинградской области. В Москве подтвердили, что все работы проверялись перекрёстно другими учителями.
А проверял ли работы сам Рособрнадзор? Изучив рекомендации по проведению ВПР и опросив источники в нескольких школах, узнали, что выводы о необъективности сделаны на основании методов математической статистики. Якобы имелась некоторая группа образовательных организаций, результат которой принят за образец. Две с половиной тысячи школ из доверительного интервала выпали и их отдали на посмешище и поругание родительской общественности и образовательному сообществу.
Таблица эта опубликована на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), дочернего предприятия Рособрнадзора. Именно специалисты этой организации подготовили хворост для очистительных костров святой образовательной инквизиции: разработали методики, способы выявления неблагонадёжных, весь этот бездушный статистический аппарат, ломающий и рвущий живую педагогику.
Но вот беда – что-то режет глаз в таблице с еретиками. Отчего-то там у всех школ из одного района один и тот же процент неблагонадёжности. То же и в столицах: в Петербурге один общий процент на район, в Москве – общий процент на округ. Это что, средняя температура по больнице? Как восемь школ из одного района Санкт-Петербурга могут иметь одинаковый процент необъективности?
Что ж вы чисел-то пожалели, господа контролёры! Решили, стало быть, что публика при нынешнем отношении к учительству и так проглотит негативчик, нечего бисер метать? Или плохо в школе учились? Ну, тогда вам снова пора за парту. Не бойтесь, учителя на вас зла не держат.
Игорь Павлов