Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2019 г.
  4. № 39 (6706) (25.09.2019)
Общество Мнение Образование

Призрак «необъективности»

Федеральный экзамен закончился скандалом

25 сентября 2019

Рособрнадзор рекомендовал уволить директоров 212 школ, показывающих «необъективный результат». Но объективно ли само надзорное ведомство?


Всероссийские проверочные рабо­ты (ВПР) – экзамены в форме тести­рования – проводятся в марте–апре­ле в 4–6-х классах, а также в 7-х и 11-х классах по выбору. Система оценива­ния – весьма щадящая. Скажем, по математике в 4-м классе для получения пятёрки достаточно набрать 15 баллов из 20 возможных, для четвёрки доста­точно 10 баллов. Дети легко справляют­ся с этими заданиями, однако учителя не расслабляются и, чтобы не было потом вопросов, проводят перекрёстную про­верку. После чего результаты отправля­ются в Рособрнадзор.

И вот грянул гром. Надзорное ведом­ство из обычного экзамена в лучших традициях первой половины прошлого века состряпало «дело учителей». Толь­ко называются они теперь не врагами народа, не вредителями, а учителями с «признаками необъективности». Слово «признаки» здесь никакой роли не игра­ет. Если есть признаки преступления, уже, считай, преступник.

Необъективность для учителя – страшное обвинение. Фактически оно означает бесчестность: предвзятое отно­шение к одним, послабления для других. А ещё непрофессионализм, недостовер­ность, тщеславие, беспринципность. Этакий преступник от образования.

Какова численность этой пятой колонны? От 10 до 20 человек в двух с половиной тысячах школ, по вер­сии Рособрнадзора, охвачены заразой необъективности. Герой сказки братьев Гримм, который «одним махом семерых убивахом», просто жалкий младенец по сравнению с современными российски­ми контролёрами от образования. Пять­десят тысяч отступников, фальсифика­торов, нечистых на руку ловчил выяви­ли одной-единственной контрольной работой!

Теперь Рособрнадзор, обещавший не пользоваться итогами ВПР для оцен­ки школ и учителей, разослал списки тронутых плесенью «необъективно­сти» учебных заведений региональным министерствам образования для при­нятия нужных управленческих реше­ний. Решений пока нет, а медиаресурсы, принадлежащие местным администра­циям, радостно прокладывают дорогу колеснице репрессий. «В школах Миасса и Златоуста необъективно ставят оцен­ки», «Сорок омских школ заподозри­ли в завышении оценок», «Шестьдесят школ Челябинской области неправиль­но ставят оценки», «Учителя сорока школ Саратовской области попались на иска­жениях» – сколько скрытого торжества, ликования в этих заголовках. Пора све­сти счёты, дорогие учителя! Десять лет вы держали нас в страхе и повинове­нии, теперь пробил час бывших неучей и лодырей, ныне достигших взросло­го состояния, когда всё нивелируется, когда не важно, кто был двоечником, кто отличником, важно лишь, кто в жизни лучше устроился.

А если серьёзно, неужели всё так пло­хо? Мы связались с несколькими школа­ми, попавшими в чёрный список. Стало ясно, что оценка за ВПР никак не могла быть ниже оценки за четверть, на что так сетует Рособрнадзор. «Если в обычной контрольной по математике снижаем оценку на балл за одну ошибку, то в ВПР таких ошибок можно было сделать 4–5, и по правилам оценивания мы всё равно должны были ставить «пятёрку», – рас­сказали в одной из школ Ленинградской области. В Москве подтвердили, что все работы проверялись перекрёстно други­ми учителями.

А проверял ли работы сам Рособр­надзор? Изучив рекомендации по проведению ВПР и опросив источни­ки в нескольких школах, узнали, что выводы о необъективности сделаны на основании методов математической статистики. Якобы имелась некоторая группа образовательных организаций, результат которой принят за образец. Две с половиной тысячи школ из дове­рительного интервала выпали и их отда­ли на посмешище и поругание родитель­ской общественности и образовательно­му сообществу.

Таблица эта опубликована на сайте Федерального института оценки каче­ства образования (ФИОКО), дочернего предприятия Рособрнадзора. Именно специалисты этой организации под­готовили хворост для очистительных костров святой образовательной инкви­зиции: разработали методики, способы выявления неблагонадёжных, весь этот бездушный статистический аппарат, ломающий и рвущий живую педагогику.

Но вот беда – что-то режет глаз в таб­лице с еретиками. Отчего-то там у всех школ из одного района один и тот же про­цент неблагонадёжности. То же и в сто­лицах: в Петербурге один общий процент на район, в Москве – общий процент на округ. Это что, средняя температура по больнице? Как восемь школ из одного района Санкт-Петербурга могут иметь одинаковый процент необъективности?

Что ж вы чисел-то пожалели, госпо­да контролёры! Решили, стало быть, что публика при нынешнем отношении к учительству и так проглотит негатив­чик, нечего бисер метать? Или плохо в школе учились? Ну, тогда вам снова пора за парту. Не бойтесь, учителя на вас зла не держат.

Игорь Павлов

Тэги: Россия К доске Игорь Павлов
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    06.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS