Убеждение, что мировое коммунистическое движение «расформировано», переживает бессрочный кризис, что марксизм как идеология развенчан, забыт и больше никогда не возродится, не соответствует действительности.
Об этом шла речь в статье А. Леонтьева «Призрак возвращается» («ЛГ», № 10). Левая идеология, подвергшись существенным трансформациям после распада СССР и исчезновения КПСС, демонстрирует не только удивительную «выживаемость», но и продолжает активно влиять на жизнь многих государств.
Борьба против глобализма, защита национально-государственного суверенитета и прав трудящихся провозглашены главными задачами международного коммунистического движения. Это основа современной левой идеологии, которая сегодня бродит по всему миру…
А что же в России, где левые настроения традиционно сильны, но в последнее время не имеют мощных и перспективных политических представителей? Перспективна ли сегодня левая идеология у нас? Какой она должна быть, чтобы не пугать и не отталкивать тех, кто помнит страшные опыты советских времён? Возможно ли вообще очистить её от большевистско-чекистского наследия?
Продолжаем разговор.
СВОБОДА ПРОТИВ РАВЕНСТВА
На мой взгляд, наиболее важными новыми основами левой идеологии в России – да и в остальном мире – должны стать следующие три положения:
1. Россия – это АнтиЗапад;
2. Все беды СССР происходили от забвения первого положения;
3. Мир спасёт русская способность к Общему делу.
Основа многовекового противостояния России (Руси) и Западной Европы даже более глубокая, чем различия религий (православие русских от католицизма и протестантизма европейцев). Русская цивилизация – это цивилизация равенства, а европейская – цивилизация свободы.
Соответственно для русских привычное общество то, где всё максимально подчинено государству, стоящему над личным или семейным интересом, идеальная форма правления – бюрократическая квазимонархия, а правящий класс – бюрократия, относящаяся равно ко всем гражданам.
Хозяйственное устройство общества считается тем более справедливым, чем меньшее значение в нём имеет частная собственность, – это главное препятствие на пути осуществления проектов, направленных на благо всего общества, то есть справедливых. В изначально многонациональной России все народы должны иметь равные возможности. Раз русский народ является государственно образующим, то следует компенсировать малым и отсталым народам их ведомое положение общественными льготами или повышенным уровнем жизни.
В Европе, а позднее и в США восторжествовала приверженность «общечеловеческим ценностям» (с ядром в виде англосаксонского индивидуализма и «священной и неприкосновенной» частной собственности). Участие государства в экономике было сведено к роли «ночного сторожа», установилась «демократия», которую эти страны якобы призваны утвердить по всему миру, за что получили право эксплуатировать отсталые народы.
Из-за этих фундаментальных различий в менталитете русских и европейцев Запад всегда рассматривал Россию как своего потенциального врага и не раз пытался силой навязать ей своё господство, но до 1991 г. все попытки были неудачными. Почему же могучий СССР пал?
ОШИБКИ ВОЖДЕЙ
Октябрьская революция 1917 г. в России стала самым важным событием мировой истории после возникновения христианства. В её организации – историческая заслуга Ленина. Однако трагедия России и мирового социализма заключалась в том, что после Октября вожди нашей страны оказались не способны подняться на уровень задач, поставленных перед ней историей.
Ленин был российским полуинтеллигентом, воспитанным на ценностях европейской культуры, и победу социализма связывал только с пролетарской революцией в передовых странах Запада, которую в России лишь было легче начать. Но ему и в голову не могла прийти мысль о том, что Россия самостоятельно станет социалистической могучей индустриальной державой.
У нас до сих пор видят суть новой экономической политики (НЭПа) в замене продразвёрстки продналогом. Продналог нужно было вводить, но для Ленина это стало поводом для того, чтобы перевести всю экономику на хозрасчёт, как он сам признавал, на капиталистические начала, на погоню предприятий за максимальной прибылью. Последние месяцы жизни Ленин посвятил борьбе против нарождающегося стремления к восстановлению сильного государства, в котором он видел лишь господство чиновников, и проповеди «малых дел» под лозунгом «культурной революции».
Когда ожидания скорой мировой революции не оправдались, самой влиятельной фигурой в партии, её «любимцем» стал Бухарин. Он первым признал возможность построения социализма в одной, отдельно взятой, стране, но социализма рыночного, с кулаком как ведущей силой. Однако практика показала, что кулак в социализм не врастает, а оставляет страну без хлеба. К тому же Бухарин написал, продолжая дело Ленина, работу, обличавшую Левиафана – чудовище-государство.
И тут чётко обозначилась пропасть между ленинской революционной интеллигенцией и народом. Русский народ почувствовал, что революция открывает перед ним возможность осуществить свою мечту об идеальном правлении и создать тоталитарное государство, как раз Левиафана, чтобы он вывез Россию в число держав, с которыми считаются в мире. Сталин, опираясь на эти народные ожидания, добился устранения Бухарина и провозгласил курс на индустриализацию. Но 10 лет для индустриализации были уже потеряны, из-за чего её пришлось проводить форсированно, с огромными тяготами для народа, особенно для крестьянства.
Однако, ликвидировав правый уклон Бухарина, Сталин не только не дал политической оценки правому уклону Ленина, но и назвал НЭП этапом построения социализма. В дальнейшем противников своей линии он называл троцкистами, то есть приверженцами левого уклона, тогда как главными врагами социализма были правые, сторонники реставрации капитализма. Это внесло невероятную путаницу в умы советских людей, и Зюганов до сих пор упрекает российскую власть в том, что она не в состоянии повторить этот ленинский ход, позволивший «за несколько лет накормить голодную и разорённую страну». Ему и невдомёк, что мы сейчас живём как раз в обстановке НЭПа, только нынешний кулак именуется олигархом или бизнесменом-компрадором.
Впрочем, и сам Сталин не был свободен от стремления ввести СССР в «семью цивилизованных стран» и держал во главе Наркоминдела ярого сторонника сближения с Западом Литвинова. Отсюда – вступление СССР в Лигу Наций и т.д. Но ещё больше было заметно его стремление возродить многое из опыта царской России, начиная от перестройки школы по образцу гимназий и кончая созданием роскошных бытовых условий для элиты и введением генеральских званий (хорошо помню отрицательную реакцию на это у старых рабочих). Это вызвало недовольство уже не правых, а левых. Потеряв поддержку и тех, и других, Сталин, опираясь на аппарат, на технократов и на массу обывателей, хлынувших в правящую партию (а их и можно было привлечь только привилегиями), совершил свой термидор и устранил всех противников. Благодаря сталинской индустриализации СССР оказался в состоянии выдержать страшную войну, хотя в разгроме Красной армии в 1941 г. велика вина советского военного и политического руководства.
Сталин и его соратники не осознавали, что нужно созидать свою русскую советскую цивилизацию, национальную. При этом спасительную для многих народов, соединивших свою судьбу с Россией. Социализм в СССР мыслился как первая фаза коммунизма, этого химерического всемирного строя, мира «без Россий, без Латвий…». То есть сталинский курс был продолжением курса Ленина и Троцкого на мировую революцию, только с отсрочкой во времени.
В последний год своей жизни Сталин, как полагают многие исследователи, задумал осуществить новый государственный переворот, отстранив партию от власти и оставив за ней только область идеологии и подбора кадров. Это потребовало бы новой зачистки правящей элиты. Тут Сталин уже совсем разошёлся с партией, почему и процесс десталинизации после его кончины пошёл почти автоматически. Но об опасности правого реванша в КПСС речь уже не шла. Это и создало почву для захвата позже власти в партии «новыми правыми» – сначала Хрущёвым, а затем Горбачёвым под флагом «возвращения к ленинским нормам партийной жизни»…
Пока ошибки Ленина и Сталина не будут усвоены самими левыми, левое движение в России (да и в мире) обречено топтаться на месте.
ЛЕВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Сегодня идея о необходимости построения русской цивилизации уже довольно широко распространена. Но то, что эта цивилизация должна быть продолжением и развитием советской цивилизации, ещё не осознано, почему данная идея и буксует. Современное левое движение в России – это те, кто поддерживает курс на могущественную обновлённую Россию. Все остальные являются правыми, находящимися в его оппозиции. Либо в открытой оппозиции (как КПРФ, СПС и др.), либо скрытой (как большинство в «ЕР», всячески противящееся принятию антикоррупционных законов).
Исход борьбы этих сил и определит будущее России.
Ныне, когда США и НАТО под флагом глобализации стремятся установить свой контроль над всей планетой, навязать всем народам свою умершую культуру, задача левых сил – не защита национального суверенитета каждой страны, а объединение государств, противостоящих этой тенденции, создание антинатовского Интернационала.
Русский народ должен стать его ядром, потому что в русском миропонимании важное место занимает понятие Общего дела. Это позволяет русским с их традициями общественного устройства занять ведущее место в современном мире. Именно русский менталитет может указать способы решения глобальных проблем, а разработанные русскими социальные технологии – мобилизовать человечество на решение всемирных задач.
От того, будут ли осознаны и приняты три изложенные положения, зависит, останется ли призрак коммунизма призраком или превратится во влиятельнейшую силу современности.