Сложилось твёрдое убеждение, что мировое коммунистическое движение «расформировано», переживает бессрочный кризис, что компартий в мире остались считаные единицы и никакой роли они не играют, что марксизм как идеология развенчан, забыт и больше никогда не возродится... Но так ли это?
Международное совещание компартий в Минске, приуроченное к 90-летию Октябрьской революции, показало, что коммунистическая идеология, подвергшись существенным трансформациям после распада СССР и исчезновения КПСС, ныне демонстрирует не только удивительную «выживаемость», но и продолжает активно влиять на жизнь многих государств.
Стоит сказать несколько слов о взгляде нынешних левых на причину краха КПСС. С точки зрения «китаизированного» марксизма она такова:
«Линия на разрушение СССР и перерождение КПСС проводилась несколько десятилетий. После кончины Сталина и его фальсификационной дискредитации (1953–1956–1961 гг.) внутреннее разложение в руководстве партии и государства, в том числе с помощью внедряемых туда агентов влияния, было существенно облегчено. Отсутствие и дискредитация политических, экономических, нравственных и т.п. ориентиров ускорили буржуазно-бюрократическое перерождение руководства партии и государства.
На местах подпитывались национализм с антикоммунистическим акцентом, негативное отношение к роли общесоюзных руководящих структур, а материальный отрыв руководства от рядовых коммунистов и сограждан развивался большими темпами. Сыграло в этих процессах важную роль и то обстоятельство, что весной 1945 года американским и британским спецслужбам гитлеровцами были переданы списки тогда ещё действующей в СССР агентуры, многие участники которой были членами ВКП(б), работали в разведке и контрразведке СССР, состояли в комсомольском руководстве, руководили парторганизациями, работали в наркоматах (будущих министерствах) и т.п.
Коммунистические идеалы превращались в ширму, прикрывавшую фактическое разрушение социализма и партии. Именно после 1961 г. в СССР стали появляться подпольные «миллионеры», а их количество быстро увеличивалось, причём многие, если не большинство из этих новых буржуа и рантье, были членами КПСС либо партруководителями среднего и высшего
Защита национального суверенитета, поддержание многополярности мира и обеспечение прав трудящихся – главные задачи коммунистического движения. |
уровня и даже работниками органов госбезопасности.
Конфронтация, хотя и полулегальная, правящей элиты с большинством народа, особенно с рабочим классом и крестьянством, резко и необратимо усилилась после расстрела советскими войсками и отрядами КГБ СССР состоявшейся в Новочеркасске первой в этой социалистической стране рабоче-крестьянской демонстрации против удорожания продуктов питания и ухудшения социальных условий (июнь 1962 г.); то же в меньших масштабах повторилось в 1962–1963 гг. в Караганде, Донецке (Сталино), Темиртау, Иванове, Кемерове, Норильске, Магадане, на Сахалине.
Американская доктрина разрушения СССР и разложения КПСС изнутри, по мере нарастания комплексного кризиса в стране и партии после 1953 года, реализовывалась более эффективно, чем политика нанесения ущерба СССР путём его провоцирования на внешние конфликты и даже на гонку вооружений. А в последние годы существования СССР эта доктрина была реализована полностью прежде всего потому, что главные внутренние условия в Советском Союзе и КПСС для успешного воплощения такой доктрины к 1985–1986 гг. были созданы после 1953-го и особенно после 1961 года...» («Причины и последствия разрушения СССР и развала КПСС»: Учебное пособие для партийной, комсомольской учёбы и для специальной подготовки в двух томах, издательство Института марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна при ЦК Компартии Китая, Пекин).
На совещании в Минске было представлено свыше 90 коммунистических партий и движений, а общее количество таких партий в мире ныне достигает 130. То есть общая численность компартий не сократилась после 1991-го, как резонно было бы предположить, но увеличилась почти на треть.
Примерно в 30 государствах, в том числе в некоторых странах, местные компартии либо участвуют в правительствах, либо присутствуют в местных властных структурах или даже руководят ими. Общий тираж коммунистической прессы и литературы в мире за 1991–2007 годы возрос более чем втрое.
Уже только эти факты свидетельствуют, что «отмахнуться» от левой идеологии, игнорировать её место, скажем так, в общемировой палитре мировоззрений едва ли целесообразно. Хотя многие и утверждают, что коммунизм и его идеи мертвы. Да нет, куда там!
В чём же причины этого феномена, каковы его перспективы?
По мнению многих непредвзятых аналитиков, знаменитая горбачёвская перестройка, закончившаяся сверхбыстрым крахом КПСС и СССР, показала, что левая идеология в современных условиях должна быть теоретически значительно более широкой и многообразной. И более прагматичной в практическом плане, чтобы устоять в противостоянии с новыми доктринами и тенденциями. А точнее – реалиями жизни. Именно эта тема оказалась едва ли не главной на упомянутом минском совещании.
Один пример. Нынешнее антиглобалистское движение стало поистине всемирным. А своими идейными вождями считает «непримиримых» марксистов-коммунистов: Сталина, Мао Цзэдуна, Че Гевару и Ким Ир Сена. При этом, подчеркнём, социально-политическая, скажем так, начинка его намного шире и разнообразнее, чем у прежних и нынешних компартий. В нём участвуют люди различной политической ориентации. Но все они привержены защите национально-государственного суверенитета от транснациональной глобализации.
Явление чрезвычайно любопытное, если вспомнить, что теория общемировой революции Ленина–Троцкого – это тоже глобализм, игнорирующий национально-государственную специфику стран и народов.
Время и сегодняшние левые внесли свои коррективы в учение. И какие! В современных условиях, как считают антиглобалисты и коммунисты, надо не Интернационал строить, а отстаивать национально-государственный суверенитет, защищать его и от «внутренних» адептов глобализма, не забывая также бороться против эксплуататорских классов. Причём каждая партия расставляет тут приоритеты самостоятельно. Но общая линия единая: сочетание классовой борьбы и защиты национально-государственного суверенитета.
И тут следует отметить, что выдвигали и реализовывали упомянутую линию в теории и на практике, отказавшись от концепции всемирной революции, ещё те же Сталин, Мао Цзэдун, Че Гевара и Ким Ир Сен.
Первым был Сталин. Именно он провозгласил патриотизм, приверженность национально-государственной «неповторимости» составной частью марксизма. Именно эта идеологическая новация и легла в основу, что называется, второго рождения коммунистической идеологии после 1991 года. И это отмечали представители многих компартий на совещании в Минске.
Напомним, что на XIX съезде КПСС в октябре 1952 года Сталин сказал следующее:
«Раньше буржуазия отстаивала права и независимость нации, ставя их «превыше всего». Теперь не осталось и следа от «национального принципа». Теперь буржуазия продаёт права и независимость нации за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придётся поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперёд, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации».
Ну чем вышеприведённый тезис не характеристика нынешнего положения не только в России! Кстати, ещё известный французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что «это нововведение в марксизм позволило расширить социальную и идейную базу коммунистического движения. Идея национального патриотизма позволит сплачивать большинство народных масс и параллельно сделает более жизнеспособной и привлекательной коммунистическую идеологию». Кстати, схожие оценки высказывали и Шарль де Голль, и Франсиско Франко, и Чан Кайши, и Хуан Перон, и Насер, и Неру, и Сукарно, и Сианук, которые были отнюдь не коммунисты.
Сегодня сохранение военно-политического суверенитета весьма актуально и для стран – членов ЕС, и для других развитых государств, испытывающих на себе растущее давление со стороны НАТО и США. Потому-то и в этих странах растёт популярность современной марксистко-антиглобалистской идеологии.
Шведский политолог и историк Юхан Халлексон считает, что «основа антиглобалистского движения была заложена после 1945 года: это международное движение за мир и за подписание Пакта мира между СССР и США... А коммунисты составляли едва треть в этом движении. Нынешняя идеология антиглобализма намного шире, но её основа прежняя: защита национальной специфики от наступления транснационального космополитизма... Марксизм же и сегодня применим для анализа социально-экономической и геополитической ситуации. Так что именно на рубеже 1940–1950-х годов идейно и практически зародилось то, что сегодня именуется антиглобализмом».
Взять тот же Китай, давно лидирующий в мире по темпам экономического развития. «ЛГ» недавно рассказывала о современной идеологической концепции Компартии Китая, отнюдь не отказывающегося, как называют это в КПК и КНР, от марксизма и социализма с китайской спецификой. По официальной же тамошней терминологии, это – «учение Маркса–Энгельса–Ленина–Сталина, идеи Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина». Китайских коммунистов сегодня почти 90 миллионов, включая бизнесменов и зарубежных китайцев. КПК с 2004 года «открыта» и для буржуазии, т.е. для бизнеса, что, напомним, имело место и в ВКП(б) в период НЭПа, а затем в титовском СКЮ – Союзе коммунистов Югославии. С середины 1990-х в Компартию Китая разрешено вступать верующим любых конфессий. Раньше такое было возможно только в титовском СКЮ.
Вообще современное коммунистическое движение куда более терпимо относится к религии и готово к сотрудничеству с верующими. К примеру, католические антиправительственные организации в Латинской Америке, проповедующие «теологию освобождения», активно сотрудничают с коммунистами вопреки запретам со стороны Ватикана. Причём многие католики–участники этих организаций в последние годы активно вступают в местные компартии. А общая численность таких католических структур на южноамериканском континенте ныне превышает 7 миллионов человек. Даже маоистские Революционные вооружённые силы Колумбии, ныне контролирующие почти треть территории этой страны, более чем на четверть состоят сегодня из верующих.
Практически во всех компартиях уже нет ограничений на вступление верующих. Они с будущего года отменяются даже в Северной Корее. А, например, созданная в середине 1960-х Компартия Кубы изначально разрешала верующим быть и коммунистами. Это вызывало критику со стороны КПСС, но Гавана тогда выстояла…
Естественно, это тоже существенное расширение социальной базы коммунистической идеологии. Известный русский историк и философ Николай Бердяев подчёркивал, что «коммунизм позаимствован из Библии. Потому рано или поздно, но вражда между коммунистами и верующими прекратится, а это повысит значимость и привлекательность коммунистической идеи для более широких масс населения. И, может, даже для некоторой части буржуазии».
Как отметил в своём выступлении на минском совещании компартий первый заместитель заведующего международным отделом ЦК Компартии Китая Го Ечжоу, «руководствуясь марксизмом и его развитием, в том числе в условиях Китая, его коммунистическая партия стремится находить правильные ответы на вызовы современности, принимать и осуществлять решения, адекватные не только социально-экономическим и другим проблемам нашей страны. Но и требованиям в сфере идеологии, задачам внутренней, внешней политики Китая и тенденциям в международной ситуации. Защита национального суверенитета, поддержание многополярности мира и обеспечение прав трудящихся – главные задачи коммунистического движения. Как считает наша партия. Дальнейшее укрепление роли Китая как одной из ведущих и динамично развивающихся стран современного мира возможно, как и прежде, на основе марксистского учения и строительства социализма и коммунизма с китайской спецификой…»
Схожие мнения высказали на том форуме руководители делегаций компартий Вьетнама, Кубы, Северной Кореи, Лаоса, которые тоже акцентировали внимание на специфике своих стран и партий.
Поразительно быстрые разрушение Советского государства и развал КПСС, разумеется, не могли не повлиять на популярность коммунистической идеологии на постсоветском пространстве. Как и на положение компартий в постсоветских странах. Последствия случившегося – многочисленность партий, их постоянные взаимные споры... И – дефицит идеологических кадров и для идейного обновления. Эти партии-фракции то «канонизируют» КПСС и СССР только сталинского периода. То, наоборот, превозносят только ленинские и хрущёвские периоды. В общем, кто во что горазд, но без серьёзного обновления идеологии. Можно сказать, что эти партии проедают старое наследие советских времён.
В Минске отмечалось, что такой «ассортимент» концепций и самих партий не привлекает к коммунистической идее основную часть постсоветского общества когда-то братских республик. А отсюда, в частности, и отсутствие должного взаимодействия коммунистов с антиглобалистским движением, с организациями рабочих, крестьян, молодёжи, пенсионеров.
Вот мнение Сергея Малинковича, лидера одной из российских коммунистический фракций – «Коммунисты Петербурга»: «В руководстве КПРФ, что называется, разброд и шатания, особенно идеологические. То во главу угла надо ставить «русский вопрос», то делать ставку на методы национально-освободительного движения. И с типично номенклатурными методами кадровой политики. Как следствие – взаимные обвинения в национализме или оппортунизме. В КПРФ расколы происходят последнее время каждый год».
Так или иначе борьба против глобализма, защита национально-государственного суверенитета и прав трудящихся провозглашены главными задачами международного коммунистического движения. И, пожалуй, это основа современной марксистской идеологии, которая и сегодня бродит не только по Европе…
ОТ РЕДАКЦИИ
Затронутая проблема, на наш взгляд, весьма актуальна для России, где левые настроения традиционно сильны, но в последнее время не имеют мощных и перспективных политических представителей. Будь они у нас – и политическая борьба носила бы иной, куда менее предсказуемый характер. Возможно, и власть не чувствовала бы себя столь бесконтрольной и безотчётной.
Итак, давайте обсудим: перспективна ли сегодня левая идеология? Какой она должна быть, чтобы не пугать и не отталкивать тех, кто помнит страшные «перегибы» советских времён? Возможно ли вообще очистить её от большевистско-чекистского наследия? Согласитесь, есть что обсудить. Ведь даже Михаил Ходорковский писал о неизбежности «левого поворота».
Ждём ваших откликов по адресу: 89629914394@mail.ru