Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Призраки и аргументы

01 января 2007

ТЕЛЕИСТОРИЯ

 Государь с сыном. На пляже Днепра. 29 июня 1916 года 90-летие трагической гибели царской семьи отметили все каналы. Каждый в своей манере. НТВ созывал зрителей на документальный фильм с соответствующим названием «Призраки дома Романовых» интригующими анонсами: «Расстрел Романовых – заговор масонов или ритуальное убийство?», «Расследование длиной в 90 лет. Как мистические знаки помогали следствию?», «Почему главный палач Романовых похоронен в православном храме?», «Впервые на телевидении – закрытые частные коллекции». «Куда исчезли царские сокровища и кто всё это время хранил окровавленную рубашку Николая II?», «О чём император всероссийский Николай Александрович говорил со своими домашними?» и так далее. Всё это напоминало зазывные слоганы торговцев бульварной литературой начала прошлого века: «Сто анекдотов из личной жизни графа Толстого» и «Что делает жена, когда мужа дома нет? С картинками!». В такой же манере исполнен и сам фильм, в котором одним из экспертов оказался известный гламурный экс-вице-премьер Борис Немцов, который по мере сил наддавал мистического туману. Удивительно, что своим мнением о царской семье не поделились Ксения Собчак и Катя Гордон. Но тем не менее получился характерный образчик использования трагической истории для повышения рейтинга канала.

Совсем другой жанр документального фильма канала «Россия» «Убийство Романовых. Последний аргумент» (режиссёр Андрей Кирисенко). Непривычного для нашего ТВ – достойного, интеллигентного и действительно документального. Здесь «впервые восстановлена вся цепочка сложнейшего поиска останков царской семьи и детальных исследований с использованием передовых достижений науки и технологий, а также приведён последний, возможно, решающий аргумент, который способен поставить точку в многолетнем споре вокруг величайшей и страшной тайны ХХ века». Это цитата из анонса «России», который, на удивление, соответствует действительности. Без суеты и натуги, с помощью свидетельств поисковиков и экспертов, с привлечением богатого архивного материала рассказано, как всё происходило на самом деле. Объяснено, почему подлинность находки Гелия Рябова не вызывала доверия… Поразило его неожиданное воспоминание о советском министре МВД Щёлокове, который выражал желание побывать в Ипатьевском доме, в подвале, где произошла трагедия, и постоять на том самом месте, где была расстреляна царская семья… Замечателен общий (не мистический, не истерический) тон рассказчиков и диктора. 

Вообще фильм сделан мастерски, без нажима и дешёвых приёмов, которые во что бы то ни стало должны были бы удержать зрителя у экрана. «Последний аргумент» и без них не отпускал, погружая в драматические обстоятельства поиска и идентификации останков, а также трагические дни и часы июля 1918 года. Создатели фильма не настаивали ни на одной из версий, и, может быть, именно поэтому сложилась объективная картина событий. А недавняя, научно подтверждённая находка захоронения Марии и Алексея Романовых, будем надеяться, ставит точку в длительных спорах о подлинности останков царя, его семьи и приближённых.

Первый канал отметил скорбную дату выступлением Эдварда Радзинского, после серьёзных документальных фильмов смотревшимся странно. Безусловно, в свободной стране каждый имеет право на свою трактовку произошедшего, решать, что видели и ощущали перед смертью будущие жертвы, всё это дело совести и такта известного драматурга, имеющего, судя по представленному эфиру, немало поклонников и почитателей. Просто не вполне понятно, какое отношение к телевидению имеет экранизация радиообращения Радзинского? Быть может, автор действительно полагает, что, лично исполняя на экране собственные тексты, он поднимает их на новые высоты? Харизма внешнего облика весьма субъективна. Да и чисто сценические навыки бывшего студента Историко-архивного института сомнительны: хаотические, неорганичные движения руками только отвлекают от постижения содержания. Поэтому, чтобы лучше вникнуть в суть, куда удобнее было не смотреть на экран практически в течение всей трансляции, переведя телевизор в разряд радиоприёмника. И постигнутая таким образом суть оставила странное ощущение… Ощущение некой обиды драматурга на нарушение его приоритета в раскрытии этой темы. Рефреном по всей «телерадиопрограмме» было рассыпано что-то вроде: «Я ещё тогда открыл… я впервые… а потом мне первому….» То есть по всему выходило, что именно драматургу Радзинскому мы все должны быть благодарны, что узнали всю правду о екатеринбургской трагедии, и как нехорошо «примазываться» к «застолблённой» главным авторитетом тематике. В ответ на эту болезненную рефлексию можно лишь констатировать, что великое множество людей узнало всё вполне самостоятельно, как и автор этой статьи, когда в его руки в середине 80-х попали материалы расследования Соколова, неоднократно изданные и дополненные другими исследователями русской эмиграции, не подозревавшими о самом факте существования драматурга Радзинского.

Пётр КОСОЛАПОВ

Обсудить в группе Telegram

Пётр Косолапов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS