, актёр, кинорежиссёр, председатель Комиссии по культуре Московской городской думы:
– Честно говоря, я не ожидал такой активности от наших коллег. До самого последнего момента я не был уверен, что на съезде будет кворум. Было бы непростительно, если бы в результате нашей пассивности существование Союза кинематографистов России было поставлено под угрозу. Сейчас эта угроза несколько отодвинута, но она всё ещё реальна, поскольку те, кто не согласен с итогами внеочередного съезда, наверняка будут оспаривать их в суде и добиваться признания съезда нелегитимным.
У отечественного кинематографа сегодня немало проблем. Глобальный кризис их только обострил. И наша общая беда в том, что разгоревшаяся междоусобица, которую никак не удаётся остановить, уводит в сторону от решения этих проблем. Силы тратятся на противостояние, а не на реорганизацию деятельности союза, в первую очередь его структуры, потому как существующая, как мы видим, не работает.
В сложившейся ситуации нужна не просто справедливая критика. В ней как раз недостатка нет, ибо ошибок было допущено немало. Но одной критики недостаточно. Нужны конструктивные предложения, чтобы на их основе можно было выработать оптимальную схему функционирования союза. Внутри СК должны быть выстроены чёткие взаимоотношения, в том числе и юридические. Должна быть создана команда профессионалов – экономистов, юристов, менеджеров, специалистов других областей, которые и будут обеспечивать деятельность тех структур СК, которые непосредственно к творческому процессу отношения не имеют. Сделать это непросто, но вполне реально. Нужно только подойти к решению этой задачи с достаточной мерой ответственности.
Деятельность этой команды должна быть абсолютно прозрачной, чтобы каждый член союза понимал, что происходит в организации. Чтобы «нештатные» ситуации не накапливались и не приводили организацию на грань краха. Эффективность деятельности СК зависит и от команды, и от личной позиции членов союза, ибо руководитель СК, кто бы ни занимал эту должность, каким бы талантливым, энергичным и ответственным человеком он ни был, не в состоянии один держать под контролем деятельность такой колоссальной организации.
Отдельная проблема – несовершенство существующего законодательства в той его части, которая так или иначе регламентирует сферу искусства. Поэтому СК должен стать инициатором изменений в действующую законодательную систему, и эта работа тоже требует объединения наших усилий.
Я никогда не был приверженцем принципа «до основанья, а затем». Авральный слом старого и авральное воздвижение на его месте нового, как правило, приносит гораздо больше вреда, чем пользы. Постепенные продуманные преобразования дают, с моей точки зрения, гораздо более стабильный результат, поэтому я готов поддержать любую разумную живую инициативу. Сейчас очень важно оптимизировать внутреннюю работу союза, и сделать это мы можем только общими силами.
, кинорежиссёр:
– От того, что произошло в Гостином Дворе на этом, с позволения сказать, съезде (они же и тут схитрили, в скобочках написали – общее собрание), я ничего, кроме боли и стыда, не испытываю. Стыдно за Михалкова, за его приспешников, но с них-то и брать особо нечего. Хуже другое. Мне горько сознавать, что мои коллеги могли поступить так безответственно, в который уже раз вверив судьбу союза этим людям. И как они только могут смотреть в глаза друг другу?!
Многократные заявления Михалкова о том, что он лично к Марлену Мартыновичу никакой вражды не испытывает и был бы рад, если бы он стал председателем СК, – явная ложь, ибо поступки его диаметрально противоречат словам. Если он так уважает Марлена Хуциева, то почему не отказался баллотироваться на пост председателя СК? Он же сам выдвинул его кандидатуру? Ребёнку ясно, что уходить он и не собирался. Иначе зачем было устраивать это представление с «просьбами» не оставлять СК в «столь трудный час»?
После таких обвинений, какие были выдвинуты в его адрес, он должен был уйти немедленно. Вместо этого он занял глухую оборону. На декабрьском съезде он отчитываться не стал. И вовсе не потому, что этот съезд был якобы нелегитимным, а потому, что, выйди он тогда на трибуну, все его грязные делишки выплыли бы наружу. А так он выиграл время, подготовился и, прибегнув к словесной эквилибристике, устроил из своего якобы доклада новое представление, ещё более эффектное. А собравшиеся в зале, с позволения сказать, делегаты проглотили эту нехитрую наживку. Кто-нибудь всерьёз изучал цифры и факты, приведённые в «ответах» Михалкова на предъявленные ему претензии? Ни у кого на это не было времени. Если бы в нём сохранилась хоть капля порядочности, он бы свои «опровержения» обнародовал заранее, перед съездом, чтобы все могли в них спокойно разобраться и поймать его на лжи.
Мне горько за судьбу нашего союза. Собравшись на этот съезд-собрание, все прикрывались лозунгом «не дадим уничтожить союз». Теперь они свято верят в то, что спасли СК, а на самом деле они его погубили. Существует он теперь только формально, ибо служит не интересам рядовых членов союза, а обслуживает прихоти и амбиции его руководства.
, режиссёр-кинодокументалист, КРАСНОДАР:
– Огромная проблема нашей страны вообще и Союза кинематографистов в частности заключается в том, что Москва не выполняет свои столичные функции. Она мыслит и ведёт себя как отдельный регион, а не как столица единой большой страны. Я был на съезде в Кремле в 1998 году. Тогда, несмотря на все сложности и трудности, было ощущение, что за тобой – страна. Сейчас этого нет. Московские кинематографисты заняты обсуждением квадратных метров, цен на недвижимость, как будто от этого зависит судьба российского кино.
Задача столицы, коль тут восседает руководство СК, – объединять усилия. Оркестр должен звучать слаженно, иначе это не оркестр. Должны быть слышны голоса и Архангельска, и Костромы, и Краснодара, и Владивостока. А мы всё время слышим один только контрабас Москвы: «Киноцентр» – бум-бум, Дом кино – бум-бум. Они думают о собственных интересах, а не об интересах всего кинематографического сообщества. Кризис, о котором столько все вокруг говорят и от которого действительно никуда не спрячешься, на самом деле не столько в экономике, сколько в наших головах. Происходит какое-то совершенно фантастическое смещение понятий, представлений о мире и о своём месте в нём, о нравственных ориентирах. И чем дальше, тем эта личностная дезориентация становится всё явственнее.
Если же от общего перейти к частному и говорить о том, что меня не может не волновать как режиссёра-документалиста, то лучшим примером единения для меня являются сетевые проекты, очень эффективные в документальном кино и весьма интенсивно развивающиеся по всему миру. Хотя куда там мир, нам бы хоть свою страну объять, чтобы в таких проектах могли бы принимать участие наши коллеги из всех уголков России. У нас практически отсутствуют сетевые проекты, а ведь кинодокументалистика – это зафиксированная на плёнке живая история страны.
Мне могут сказать, что хронику успешно снимает телевидение. Но ТВ – другой жанр. Им важен сюжет, конкретное событие, а не обстановка в той или иной географической точке в целом, в её динамике, в протяжённости во времени. К тому же систематизировать все эти сюжеты практически невозможно – телекомпании сюжетами не делятся из-за жёсткой конкуренции и то, что с их точки зрения малозначимо, просто стирают, чтобы плёнку сэкономить и с архивами не возиться – они же им не нужны. При том состоянии, в котором сейчас находится документальное кино, через пару лет современную историю страны фиксировать будет некому. А нашим детям не по чем будет её изучать. Так что если ситуация в СК в ближайшее же время не изменится, если руководство не начнёт всерьёз решать проблемы, стоящие перед отраслями, ситуация станет не просто критической. Она выйдет из-под контроля и станет необратимой. Вот о чём думать надо, а не о том, кто какое кресло займёт и сколько метров по какой цене можно будет продать.
, директор кинопроизводства, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:
– На прошлом, «хуциевском» съезде я не был, потому что никто меня туда не приглашал. Делегировали всего несколько человек. Послать больше якобы не было возможности. А в этот нас собрали и сказали: все, кто хочет, могут ехать. Я и поехал. Не только потому, что искренне симпатизирую Михалкову и как актёру, и как режиссёру, но и потому, что мне хотелось хотя бы попытаться понять, что тут на самом деле происходит. Слишком много было слухов, которым очень не хотелось верить. Неужели, думал я, Никита Сергеевич мог дойти до такого? Тем более что я лично знал и даже работал с некоторыми из его оппонентов. С тем же Игорем Масленниковым, к примеру.
Мне вообще казалось, что все эти дрязги актуальны только в пределах, как теперь иногда говорят, Садового кольца. Всё это деление на «наших» и «ваших» за его пределы, по-моему, не вышло. Для рядовых членов СК всё это не очень понятно, потому что не имеет к их повседневной жизни никакого отношения. Так что раскола как такового в союзе, я думаю, нет. Просто некая группа не очень чистых на руку людей попыталась, используя авторитет честнейшего и благороднейшего Марлена Хуциева, прикрыть свои неблаговидные делишки и выйти сухими из воды. Конечно, суды ещё будут, и копание в грязном белье не скоро прекратится, но вечно же это продолжаться не может. Время всё расставит по своим местам.
, режиссёр:
– На съезде я не был. Ни на декабрьском, ни на нынешнем. Потому что я – не член Союза кинематографистов. То, что там происходит, вся эта вакханалия меня совершенно не интересуют. Это война амбиций. К кинематографу, то есть к творчеству, это не имеет никакого отношения.