Середина лета. Трудно найти более подходящее время, чтобы собрать работы художников, посвящённые одному из четырёх лучших времён года. Наверное, так и подумали в московской галерее «Лес» – там открылась выставка «Про лето».
В наших средних широтах тёплых дней меньше, чем холодных. А уж лето совсем недолгое. Три, а то и два с половиной месяца пролетают очень быстро – наше лето живёт больше в мыслях, чем в действительности. Может, поэтому картины, посвящённые июню, июлю и августу, особенно дороги нам. Ведь картина – это не фотография, не отпечаток световых волн, картина – это отпечаток чувств.
Этот чувственный элемент и подчёркнут предлагаемыми на выставке картинами. Экспрессионистские масляные мазки очень точно изображают настроение нашего скоротечного лета, размытого и немножко грустного. Здесь можно встретить как узнаваемые московские места, так и эфемерные силуэты реальности. Да и вообще компания художников подобралась неплохая: Наталья Нестерова, Владимир Брайнин, Вера Ельницкая, Константин Сутягин, Татьяна Ипатенко, Александр Бабин.
Выставка открывается картиной Н. Нестеровой «Маленькая собачка». И это, по-моему, неспроста. На протяжении просмотра всей выставки, двигаясь от картины к картине, посетитель как бы следует за человеком в белом костюме – в жаркую даль, вдоль берега моря. А на море взгляд зрителя остановится ещё не раз. Например, можно постоять на морском пирсе с Константином Сутягиным и насладиться его потрясающей работой с цветом – картина вызывает тоску и тревогу одновременно. Да что там море – даже воздух на картинах можно почувствовать, ощутить его жар, как, например, на картине Веры Ельницкой «Крым. Кафе».
Несмотря на то что художники, представленные на выставке, – разные, это летнее «представление» их объединяет. И объединяет их не просто тематика выставки, а некое чувство лета. Представьте жаркий летний полдень, пару часов назад прошёл дождь – воздух влажный, небо уже прояснилось. В такие моменты возникает ощущение, что время остановилось, что этот полдень так и будет теперь всегда. Взаимодействие кажущегося бесконечным летнего момента и скоротечности самого лета, думается, и определяет художественную силу этого жаркого времени года.
И выйдя на улицу, невольно остановишься: «А ведь середина лета позади». Целая половина сокровища потрачена, теперь она уже не принадлежит нам, теперь она – на холстах.