Никогда в нашей стране не жили люди спорта так сыто и счастливо, как в последние лет двадцать. Никогда у нас не снималось столько фильмов – и с таким размахом – о спортсменах. И если на стадионах и кортах, в бассейнах и ледовых дворцах наши гвардейцы по-прежнему победоносны, то кинорезультат всё ещё оставляет желать. И даже те фильмы, что собирают большую кассу, нередко оказываются художественным недоразумением. Фильм «Федя. Народный футболист» стал приятным исключением.
Картина режиссёра-дебютанта Николая Акелькина по сценарию спортивного журналиста Ильи Казакова (для него это тоже дебют в большом кино) рассказывает о пути Фёдора Фёдоровича Черенкова (1959–2014) от игрока дубля московского «Спартака» в конце семидесятых до чемпионства 1987 года. Попутно мы узнаём, что знаменитый игрок, которого любили все болельщики Советского Союза, страдал психическим расстройством. С ним он мужественно боролся при поддержке друзей и родных, но болезнь всё же не позволила ему выступить в составе сборной СССР на чемпионатах мира и Европы.
Главное, что радует в фильме – отсутствие фантастических деталей, выдумок космической нелепости, которыми обычно режиссёры, люди, как правило, от спорта далёкие, пытаются «оживить и украсить» повествование. Жизнь всякого большого атлета – сама по себе исполненная драматизма невероятная история, не надо здесь ничего выдумывать и приукрашивать, надо просто помочь этой истории рассказать саму себя.
Создатели пошли именно по этому пути, и фильм получился подробным и внятным, с отличными актёрскими работами (Борис Щербаков в роли Николая Старостина, Николай Фоменко – Бескова; Сергей Мигицко – главврач психиатрической клиники, Борис Каморзин – футбольный начальник), с профессиональнейшей операторской работой (Дмитрий Трифонов) точным попаданием с исполнителем заглавной роли (Станислав Румянцев), с очень деликатным отношением к чувствительным моментам из жизни героя; редчайшим для нынешнего массового кино вниманием к нюансам.
Вот небольшая, но значимая деталь. В кульминации фильма – матче киевского «Динамо» и «Спартака» – несколько секунд показывают сидящего на тренерской скамейке Валерия Лобановского (отличная роль Сергея Чудакова). И он качается вперёд-назад, как когда-то его прототип! То есть мельчайший эпизод, которым вполне можно было пренебречь, отыгран по максимуму.
Конечно, в фильме есть домыслы и вымыслы, но, во-первых, не на них строится история, во-вторых, они художественно органичны и убедительны, как, например, эпизод с мимолётным знакомством совсем юного Черенкова и Высоцкого, который вручает ему билеты на свой спектакль.
Как сказал Гоголь о «Капитанской дочке»: «Всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». При всём уважении к создателям кино, «Федя...» – не «Капитанская дочка». Наверное, хорошо было бы исполнителю главной роли дать чуть больше красок в своей игре. Всё же реальный Черенков был, видимо, сложнее. Жаль, что в фильме нет музыкального хита или хотя бы запоминающейся музыкальной темы (вспомним шедевры Данелии, Гайдая, Рязанова, Лиозновой). Футбол снят превосходно, но, возможно, как раз эффектных футбольных сцен, в частности тренировочных эпизодов, в фильме непропорционально много.
В тренерской группе – Константин Бесков (Николай Фоменко) и Николай Старостин (Борис Щербаков)
Но это всё частности. За два часа просмотра ни один эпизод фильма не вызвал внутреннего неудовольствия. Кино аттестовано как 12+, но его смело и настоятельно можно рекомендовать для коллективных школьных просмотров и ученикам начальных классов. А уж юным спортсменам это кино к просмотру обязательно.
Фильм не претендует на открытия в киноязыке, не расширяет горизонты синефилов, не предполагается создание философской притчи о цене успеха, экзистенциальном одиночестве, природе народной популярности и проч. Средствами кино создатели поставили памятник Фёдору Черенкову, который доставил столько счастья очень многим во времена их детства и юности. Любовь не является киноведческой категорией, но для меня очевидно, что давняя любовь, та самая, что не ржавеет, – несущая конструкция этого произведения, которое, собственно, поэтому и получилось.
Как пел упомянутый Николай Фоменко:
Ничего не исчезает,
Даже если жизнь кидает
Нас на вираже.
Ничего не исчезает.
Загляни в себя,
Какая там любовь и красота.
Сергей Князев, Санкт-Петербург