Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 ноября 2024 г.
  4. № 46 (6960) (20.11.2024)
Телеведение

Про любовь

На экранах России «Федя. Народный футболист»

22 ноября 2024
Станислав Румянцев в роли Фёдора Черенкова

Никогда в нашей стране не жили люди спорта так сыто и счастливо, как в последние лет двадцать. Никогда у нас не снималось столько фильмов – и с таким размахом – о спортсменах. И если на стадионах и кортах, в бассейнах и ледовых дворцах наши гвардейцы по-прежнему победоносны, то кинорезультат всё ещё оставляет желать. И даже те фильмы, что собирают большую кассу, нередко оказываются художественным недоразумением. Фильм «Федя. Народный футболист» стал приятным исключением.

Картина режиссёра-дебютанта Николая Акелькина по сценарию спортивного журналиста Ильи Казакова (для него это тоже дебют в большом кино) рассказывает о пути Фёдора Фёдоровича Черенкова (1959–2014) от игрока дубля московского «Спартака» в конце семидесятых до чемпионства 1987 года. Попутно мы узнаём, что знаменитый игрок, которого любили все болельщики Советского Союза, страдал психическим расстройством. С ним он мужественно боролся при поддержке друзей и родных, но болезнь всё же не позволила ему выступить в составе сборной СССР на чемпионатах мира и Европы.

Главное, что радует в фильме – отсутствие фантастических деталей, выдумок космической нелепости, которыми обычно режиссёры, люди, как правило, от спорта далёкие, пытаются «оживить и украсить» повествование. Жизнь всякого большого атлета – сама по себе исполненная драматизма невероятная история, не надо здесь ничего выдумывать и приукрашивать, надо просто помочь этой истории рассказать саму себя.

Создатели пошли именно по этому пути, и фильм получился подробным и внятным, с отличными актёрскими работами (Борис Щербаков в роли Николая Старостина, Николай Фоменко – Бескова; Сергей Мигицко – главврач психиатрической клиники, Борис Каморзин – футбольный начальник), с профессиональнейшей операторской работой (Дмитрий Трифонов) точным попаданием с исполнителем заглавной роли (Станислав Румянцев), с очень деликатным отношением к чувствительным моментам из жизни героя; редчайшим для нынешнего массового кино вниманием к нюансам.

Вот небольшая, но значимая деталь. В кульминации фильма – матче киевского «Динамо» и «Спартака» – несколько секунд показывают сидящего на тренерской скамейке Валерия Лобановского (отличная роль Сергея Чудакова). И он качается вперёд-назад, как когда-то его прототип! То есть мельчайший эпизод, которым вполне можно было пренебречь, отыгран по максимуму.

Конечно, в фильме есть домыслы и вымыслы, но, во-первых, не на них строится история, во-вторых, они художественно органичны и убедительны, как, например, эпизод с мимолётным знакомством совсем юного Черенкова и Высоцкого, который вручает ему билеты на свой спектакль.

Как сказал Гоголь о «Капитанской дочке»: «Всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». При всём уважении к создателям кино, «Федя...» – не «Капитанская дочка». Наверное, хорошо было бы исполнителю главной роли дать чуть больше красок в своей игре. Всё же реальный Черенков был, видимо, сложнее. Жаль, что в фильме нет музыкального хита или хотя бы запоминающейся музыкальной темы (вспомним шедевры Данелии, Гайдая, Рязанова, Лиозновой). Футбол снят превосходно, но, возможно, как раз эффектных футбольных сцен, в частности тренировочных эпизодов, в фильме непропорционально много.

В тренерской группе – Константин Бесков (Николай Фоменко) и Николай Старостин (Борис Щербаков)

Но это всё частности. За два часа просмотра ни один эпизод фильма не вызвал внутреннего неудовольствия. Кино аттестовано как 12+, но его смело и настоятельно можно рекомендовать для коллективных школьных просмотров и ученикам начальных классов. А уж юным спортсменам это кино к просмотру обязательно.

Фильм не претендует на открытия в киноязыке, не расширяет горизонты синефилов, не предполагается создание философской притчи о цене успеха, экзистенциальном одиночестве, природе народной популярности и проч. Средствами кино создатели поставили памятник Фёдору Черенкову, который доставил столько счастья очень многим во времена их детства и юности. Любовь не является киноведческой категорией, но для меня очевидно, что давняя любовь, та самая, что не ржавеет, – несущая конструкция этого произведения, которое, собственно, поэтому и получилось.

Как пел упомянутый Николай Фоменко:

Ничего не исчезает,

Даже если жизнь кидает

Нас на вираже.

Ничего не исчезает.

Загляни в себя,

Какая там любовь и красота.


Сергей Князев, Санкт-Петербург


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Шум времени» Дмитрия Шостаковича

    05.06.2025
  • Это не «Финал». Это конец

    04.06.2025
  • Не более чем сказка

    30.05.2025
  • Погружение в подвиг

    29.05.2025
  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS