«Кумач надорванный» – о «временах окаянных». Дилогия охватывает четыре переломных года нашей новейшей истории: от Первого съезда народных депутатов мая 1989-го, от упоения, эйфории, радужных надежд – до рокового и трагического октября 1993-го, до бессилия, отчаяния, злобы, утраты веры. Четыре года, изменившие облик России навсегда.
В исторической дилогии две практически равнозначные сюжетные линии. Линия историческая: апогей перестройки, борьба на съездах, невнятный заговор ГКЧП, Ельцин и Верховный Совет, демократы и оппозиция, распад страны и горячие точки. Линия личная: семья провинциальных интеллигентов, вечный конфликт отцов и детей, резко обостряющийся в судьбоносное время, духовные искания, нравственный выбор.
Сквозь наслаивающиеся друг на друга пласты событий автор «Кумача надорванного» показывает человеческие судьбы эпохи становления «новой России». Иногда удачливые, но чаще печальные и трагические.
По-своему необычна фигура главного героя – Валерьяна Ештокина, студента физмата провинциального университета. Он, безусловно, для своего времени нетипичный герой. Поначалу аполитичный, увлечённый рок-музыкой и первой любовью, он последовательно переживает несколько жестоких драм: предательство девушки, разлад с отцом, вынужденный уход из родительского дома. Но, в отличие от многих ровесников, которых затягивают страсть к обогащению, наркотики или криминал, Валерьян делает иной выбор. Если в августе 1991-го он отправляется в бушующую Москву скорее по наитию, влекомый смутным чувством тревоги из-за надвигающейся погибели страны, то уже весной 1992-го едет в Приднестровье добровольцем вполне осознанно. Во втором томе дилогии перед читателем разворачивается яркая картина становления русской непризнанной республики на Днестре.
Произведение Бойкова не имеет радостного финала. Всё в нём как и в реальной жизни тех лет. Пылающий и обречённый Дом Советов, гибнущие почти безоружные защитники-добровольцы, толпы зевак за оцеплением… Но от страшного пожара остаётся незатушенной маленькая искорка. Вероника, почти уже жена Валерьяна Ештокина, в те кровавые дни узнаёт о своей беременности, и ребёнок, которому суждено родиться уже после смерти отца, – это словно протягиваемая в наши дни тонкая ниточка, словно брошенное в землю семя. Чем-то оно прорастёт?
Александр Скоков