Пробка – как исторический феномен, или Философия автомобилевладения
В Москве орудуют гринбомберы. Green-bomber – название коктейля из пива и вермута – носит ультрарадикальная экологическая группа, которая автомобили, припаркованные на газоне, раскрашивает надписями: «Паркуюсь на газоне», «Я паркуюсь как дурак». Как утверждают сами гринбомберы, двух-трёх атак на машину достаточно, чтобы отучить парковаться где попало.
Отучить парковаться в неположенных местах намерен и мэр столицы, создав 1,464 миллиона новых машино-мест. Цена вопроса – 72 миллиарда рублей. «Рассасывание» всероссийской пробки «Москва» предполагает набор самых разных мер, реакция на которые тоже очень разная. Профессор Российской академии государственной службы при президенте России Елена Румянцева: «Сергей Собянин, как и большинство чиновников высшего ранга, пренебрегает способностями российской экономической науки… мэр полностью запретил парковаться на улице Тверской. Это не план Собянина, а чистейший произвол, какого не было даже в царские времена».
Произвол ли – запрет парковки? Профессор-экономист на автомобиль смотрит как на обычный товар. Да, купивший три «Сникерса» волен съесть их где, как и когда угодно и любые ограничения в праве потребителя может рассматривать как «чистейший произвол». А вот мне в автомобиле видится нечто, весьма далёкое от понятия «товар». Фокус в том, что заплатившие за Lexus 2 млн. рублей или за БМВ Х5 3,6 млн., ещё не оплатили и половины! Кто рассчитает истинную пропорцию между стоимостями куска самоходной жести и частью города, которую надо выделить и закатать асфальтом для «законного употребления»?!
В одной из богатейших стран мира, Сингапуре, дело обстоит так. Перед приобретением автомобиля надо купить на специальном аукционе «разрешение»: 20–50 тыс. долларов на 10 лет. Затем – покупай автомобиль, который обкладывается ввозной пошлиной в 41% от стоимости. Затем – сбор за постановку на учёт: 140% от стоимости…
После 18.00 запрещено ездить в автомобиле одному – надо подвозить коллег по работе, попутчиков. «Одинокая езда» – штраф 500 долларов…
Ладно, можно объявить Сингапур тоталитарным городом (в Инете давно перебрасываются ужастиками из его жизни). Можно напрячься, придумать ещё какой-нибудь объясняющий эпитет и для… Лондона, сделавшего въезд в центр платным и снизившим на 30% интенсивность трафика… только в Москве-то от этих самообманов дорог, развязок и парковок не прибавится.
Профессор-экономист, лоббирующая «право парковки на Тверской», только запутывает ситуацию… Это чистый смех или недомыслие: считать покупку автомобиля – Покупкой! Вас цифра 17 800 000 рублей, выложенных за «майбах», гипнотизирует, господа «экономисты»? Трудяга, купивший жене «стиралку» за 9800 и разместивший эту машину в своей ванной… или на кухне (не все ванные вмещают!), он-то – честно купил! А вот с «майбахом» дело сложнее.
С советских времён автомобиль был вроде… дворянской шпаги. Предмет – теоретически покупаемый, но с другой стороны: свидетельство статуса, принадлежности к сословию. Тогдашние разнарядки на его приобретение, выдаваемые обкомами (а то и ЦК) артистам, космонавтам, спортсменам, видным коммунистам, и степени внутри этих разнарядок (по убыванию): «Волги», «Жигули», «Москвичи», «Запорожцы» – весьма походили на раздачу титулов и свидетельствовали о расслоении любого, даже самого революционно-демократического общества. У одного «мёртвые» 9000 рублей на сберкнижке, у другого – те же 9000 + «Жалованная грамота» из обкома = «Волга».
Потому и предлагавшийся в 1989–1990 гг. Гавриилом Поповым массовый ввоз именно подержанных иномарок – мера сугубо экономическая («борьба с инфляцией, связывание неотоваренной рублёвой массы») – казался борьбой со старой советской иерархией.
Но неужели титульность, «статусность» автомобиля – дело прошлое?! Что нынче – это товар, реализуемый по экономически обоснованным ценам? Блатные номера, мигалки – товарность? Или своеобразный тюнинг дворянской шпаги? («Златые ножны с брильянтами»)?
Всю страну взбесили кадры: дочь председателя иркутского облизбиркома Анна Шавенкова, вмазав двух пешеходов в стену, вылезает из автомобиля и внимательно осматривает свою Toyota Corolla. Герой вытаскивает шпагу из поверженного тела и, медленно-медленно проверяя каждый дюйм взглядом, вытирает окровавленный клинок…
Полководцу Кутузову Лев Толстой вкладывает в уста истинную философию, знание основ народной психологии: «Вы бились с французом, когда он грозен был, а когда он так жалок (князь кивнул на обмороженные шатающиеся фигуры) – его и пожалеть нужно!»
23 февраля сгорел автомобиль «Майбах 62S». Элитная иномарка стоимостью более 15 миллионов рублей. Адрес инцидента – Осенний бульвар, 23, – тоже, как понимаете, непростой. Ну и госномер «М001» уровню соответствует. А после 20 апреля, когда за две ночи сгорело 8 машин, возникли опасения повторения не столь давнего всплеска. «Принято решение, – объявил зам. начальника Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Евгений Гильдеев, – временно не комментировать ситуацию с поджогами автомобилей… Ажиотаж, создаваемый СМИ, подталкивает поджигателей к ещё более активным действиям».
Пока тип за рулём будет смотреться феодалом, герцогом, он и будет вызывать чувства… те, которые ГУВД боялось разбудить, отказавшись от поджоговых сводок.
Ты, дурёха, купила Toyota Corolla, а ты – Maybach-57… и ждёте к себе соответствующих отношений, степеней пиетета? Нет, вы оба/обе, скорее, похожи на халявщика, купившего себе щепотку соли на ладонь и теперь грозно вопрошающего: «А где моя бутылка текилы в придачу?»