Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пробка – как исторический феномен

01 января 2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Пробка – как исторический феномен, или Философия автомобилевладения

В Москве орудуют гринбомберы. Green-bomber – название коктейля из пива и вермута – носит ультрарадикальная экологическая группа, которая автомобили, припаркованные на газоне, раскрашивает надписями: «Паркуюсь на газоне», «Я паркуюсь как дурак». Как утверждают сами гринбомберы, двух-трёх атак на машину достаточно, чтобы отучить парковаться где попало.

Отучить парковаться в неположенных местах намерен и мэр столицы, создав 1,464 миллиона новых машино-мест. Цена вопроса – 72 миллиарда рублей. «Рассасывание» всероссийской пробки «Москва» предполагает набор самых разных мер, реакция на которые тоже очень разная. Профессор Российской академии государственной службы при президенте России Елена Румянцева: «Сергей Собянин, как и большинство чиновников высшего ранга, пренебрегает способностями российской экономической науки… мэр полностью запретил парковаться на улице Тверской. Это не план Собянина, а чистейший произвол, какого не было даже в царские времена».

Произвол ли – запрет парковки? Профессор-экономист на автомобиль смотрит как на обычный товар. Да, купивший три «Сникерса» волен съесть их где, как и когда угодно и любые ограничения в праве потребителя может рассматривать как «чистейший произвол». А вот мне в автомобиле видится нечто, весьма далёкое от понятия «товар». Фокус в том, что заплатившие за Lexus 2 млн. рублей или за БМВ Х5 3,6 млн., ещё не оплатили и половины! Кто рассчитает истинную пропорцию между стоимостями куска самоходной жести и частью города, которую надо выделить и закатать асфальтом для «законного употребления»?!

В одной из богатейших стран мира, Сингапуре, дело обстоит так. Перед приобретением автомобиля надо купить на специальном аукционе «разрешение»: 20–50 тыс. долларов на 10 лет. Затем – покупай автомобиль, который обкладывается ввозной пошлиной в 41% от стоимости. Затем – сбор за постановку на учёт: 140% от стоимости…

После 18.00 запрещено ездить в автомобиле одному – надо подвозить коллег по работе, попутчиков. «Одинокая езда» – штраф 500 долларов…

Ладно, можно объявить Сингапур тоталитарным городом (в Инете давно перебрасываются ужастиками из его жизни). Можно напрячься, придумать ещё какой-нибудь объясняющий эпитет и для… Лондона, сделавшего въезд в центр платным и снизившим на 30% интенсивность трафика… только в Москве-то от этих самообманов дорог, развязок и парковок не прибавится.

Профессор-экономист, лоббирующая «право парковки на Тверской», только запутывает ситуацию… Это чистый смех или недомыслие: считать покупку автомобиля – Покупкой! Вас цифра 17 800 000 рублей, выложенных за «майбах», гипнотизирует, господа «экономисты»? Трудяга, купивший жене «стиралку» за 9800 и разместивший эту машину в своей ванной… или на кухне (не все ванные вмещают!), он-то – честно купил! А вот с «майбахом» дело сложнее.

С советских времён автомобиль был вроде… дворянской шпаги. Предмет – теоретически покупаемый, но с другой стороны: свидетельство статуса, принадлежности к сословию. Тогдашние разнарядки на его приобретение, выдаваемые обкомами (а то и ЦК) артистам, космонавтам, спортсменам, видным коммунистам, и степени внутри этих разнарядок (по убыванию): «Волги», «Жигули», «Москвичи», «Запорожцы» – весьма походили на раздачу титулов и свидетельствовали о расслоении любого, даже самого революционно-демократического общества. У одного «мёртвые» 9000 рублей на сберкнижке, у другого – те же 9000 + «Жалованная грамота» из обкома = «Волга».
Потому и предлагавшийся в 1989–1990 гг. Гавриилом Поповым массовый ввоз именно подержанных иномарок – мера сугубо экономическая («борьба с инфляцией, связывание неотоваренной рублёвой массы») – казался борьбой со старой советской иерархией.

Но неужели титульность, «статусность» автомобиля – дело прошлое?! Что нынче – это товар, реализуемый по экономически обоснованным ценам? Блатные номера, мигалки – товарность? Или своеобразный тюнинг дворянской шпаги? («Златые ножны с брильянтами»)?

Всю страну взбесили кадры: дочь председателя иркутского облизбиркома Анна Шавенкова, вмазав двух пешеходов в стену, вылезает из автомобиля и внимательно осматривает свою Toyota Corolla. Герой вытаскивает шпагу из поверженного тела и, медленно-медленно проверяя каждый дюйм взглядом, вытирает окровавленный клинок…

Полководцу Кутузову Лев Толстой вкладывает в уста истинную философию, знание основ народной психологии: «Вы бились с французом, когда он грозен был, а когда он так жалок (князь кивнул на обмороженные шатающиеся фигуры) – его и пожалеть нужно!»

23 февраля сгорел автомобиль «Майбах 62S». Элитная иномарка стоимостью более 15 миллионов рублей. Адрес инцидента – Осенний бульвар, 23, – тоже, как понимаете, непростой. Ну и госномер «М001» уровню соответствует. А после 20 апреля, когда за две ночи сгорело 8 машин, возникли опасения повторения не столь давнего всплеска. «Принято решение, – объявил зам. начальника Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Евгений Гильдеев, – временно не комментировать ситуацию с поджогами автомобилей… Ажиотаж, создаваемый СМИ, подталкивает поджигателей к ещё более активным действиям».

Пока тип за рулём будет смотреться феодалом, герцогом, он и будет вызывать чувства… те, которые ГУВД боялось разбудить, отказавшись от поджоговых сводок.

Ты, дурёха, купила Toyota Corolla, а ты – Maybach-57… и ждёте к себе соответствующих отношений, степеней пиетета? Нет, вы оба/обе, скорее, похожи на халявщика, купившего себе щепотку соли на ладонь и теперь грозно вопрошающего: «А где моя бутылка текилы в придачу?»

Игорь ШУМЕЙКО

Обсудить в группе Telegram

Игорь Шумейко

Игорь Николаевич Шумейко родился в 1957 году. И... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS