Какие последствия для инвесторов повлечёт создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана?
Создание единого экономического, в том числе инвестиционного пространства РФ, Беларуси и Казахстана предусмотрено основополагающими документами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в котором участвуют эти страны (а также Киргизия и Таджикистан). Но здесь пока немало проблем, которые нельзя игнорировать…
В ходе состоявшегося весной 2010 года в Москве межправительственного совещания «таможенной тройки» по проблемам технических регламентов и техрегулирования в рамках Таможенного союза (ТС) первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов отметил, в частности, что с отменой внутренних таможенных границ и унификацией национальных экономических законодательств у инвесторов трёх стран появятся широкие возможности для «перекрёстного» инвестирования. Кроме того, для этих инвесторов каждой из стран ТС будет создан режим максимального благоприятствования. Игорь Шувалов подчеркнул также, что в рамках единого экономического пространства будет обеспечен «должный простор» для российско-белорусско-казахстанских капиталовложений во всех странах Содружества.
Схожее мнение высказал первый вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков. Но, по его словам, в связи с созданием Таможенного союза требуется обеспечить равные экономические условия субъектов хозяйственной деятельности на территории трёх стран – членов ТС. Только в этом случае будет гарантирована должная эффективность трёхсторонних инвестиционных проектов в России, Беларуси и Казахстане.
Генеральный секретарь ЕврАзЭС Тимур Мансуров полагает, что «устранение таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать устойчивому экономическому росту всех трёх стран и обеспечит к 2015 году, по экспертным оценкам, дополнительный прирост совокупного ВВП государств Таможенного союза на 15–18%. В том числе благодаря росту совместных капиталовложений в промышленные и другие проекты на территории ТС».
Но председатель правления Евразийского банка развития Игорь Финогенов не считает, что провозглашение ТС – единственное условие для роста инвестиций в странах-членах: «Формирование Таможенного союза – это сложный процесс, требующий координации усилий таможенных, налоговых, финансовых, транспортных ведомств стран-участниц. Поэтому наш банк готов рассматривать варианты содействия конкретным программам и пилотным проектам для выхода на значимые инвестиционные проекты».
В свою очередь, директор объединённой группы банков Казахстана Карим Исламов обращает внимание на детальность проработки инвестиционной составляющей в экономике и внешней торговле Таможенного союза: «Нужно чётко отдавать себе отчёт в том, какие деньги или, точнее, какую валюту мы подразумеваем, говоря о взаимном инвестировании. Инвестирование в национальной валюте возможно, но это потребует конкретных объёмов эмиссии денег, для того чтобы не снижать денежную массу страны-инвестора. Понятно, что такое эмиссионное предложение должно быть чётко просчитано для недопущения «разгона» инфляции. В этой связи мы предлагаем осуществлять эмиссию инвестиционных денег строго под конкретные проекты».
При формировании единого экономического пространства ТС предстоит определить, в частности, наиболее приоритетные отрасли или проекты, которые потребуют трёхстороннего инвестирования. Но этой работе, по мнению экспертов, должен предшествовать трёхсторонний межотраслевой баланс. Включающий в том числе баланс спроса-предложения товаров и услуг по всей территории Таможенного союза.
Разъяснения по выгодам Таможенного союза для российских и белорусских инвестиций в Казахстане дал гендиректор Центра развития торговой политики при Министерстве индустрии и торговли Казахстана Руслан Султанов в ходе состоявшегося в марте 2010 г. в Актау (Казахстан) круглого стола «Таможенный союз: новые возможности или угрозы для бизнеса». По мнению Р. Султанова, «учитывая создание ТС и реализацию нацпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития страны, создаются хорошие условия, в том числе с помощью российских и белорусских капиталовложений, для расширения действующих и развития новых производств, сориентированных на экспорт в Россию и Беларусь. В том же русле – введение с 2010 года в Казахстане режима «целевого импорта». Использование этого режима позволит предпринимателям получить льготы при ввозе оборудования, комплектующих к нему и сырья, необходимого для производства. Прежде всего эти льготы будут распространяться на ввоз такой продукции из других стран–членов ТС».
Словом, ещё предстоит выработать единую долгосрочную политику в сфере инвестиций в рамках единого таможенного пространства РФ, Беларуси и Казахстана. И, подчеркнём, не все экономические структуры трёх стран однозначно уверены, что с созданием ТС трёхсторонние капиталовложения, что называется, польются как из рога изобилия.
В этой связи, упомянутые мнения первого вице-премьера Беларуси А. Кобякова и директора объединённой группы банков Казахстана К. Исламова совпадают с точкой зрения гендиректора Московской торгово-промышленной (МТПП) палаты Юрия Азарова, высказанной в ходе состоявшегося в конце апреля круглого стола МТПП с белорусскими партнёрами: «Если говорить о взаимодействии в рамках ТС, больше всего тревожит имеющаяся пока неясность в том, какие конкретные выгоды будет иметь для российского бизнеса введение единого таможенного пространства между РФ, Беларусью и Казахстаном. Бизнес сейчас находится, по-моему, едва ли не в полном неведении. Какие будут процедуры, какая будет логика действий государственных органов в части таможенного контроля, таможенного оформления, налогового регулирования и т. п.? Это серьёзнейшие вопросы. Я предложил ТПП Беларуси провести в Минске семинар для представителей российского, белорусского и казахстанского бизнеса по проблематике Таможенного союза. Мы договорились вернуться к этому предложению в канун вступления в действие нормативно-правовой базы ТС и большинства его процедур».
По оценкам Экономического совета СНГ и региональных экономических комиссий ООН