Как, попав на удочку, всё же сорваться с крючка
Вместо экзальтированных продавщиц «Гербалайфа» со значками «Хочешь похудеть? Спроси меня как» на арене цирка… простите, рынка появились иллюзионисты куда профессиональнее и увёртливее. И товар у них инновационный, по последнему слову техники, не какая-нибудь трава, выдаваемая за лекарство от всех болезней. Но работают они по старинке, применяя всё те же классические 400 способов относительно честного отъёма денег у населения…
Начало этой почти детективной истории Тамара Ивановна Субботина помнит так, как будто это было вчера. У входа в супермаркет к ней подошли две симпатичные юные девушки. «Мы проводим акцию, – защебетали они. – Если вы примете участие в нашей лотерее, а затем выиграете, то мы приедем к вам на дом и бесплатно почистим ковры или мягкую мебель». Пенсионерка задумалась: почему бы и нет? У мужа застарелая астма, а в доме недавно был ремонт, до сих пор всю грязь не разгребли. И согласилась, дав свой телефон и адрес.
Буквально через день ей позвонили и поздравили с выигрышем. А ещё через пару часов появился представитель фирмы – назовём её ООО «Купи-Лайф» – Евгений Жулин. Представительный господин с элегантными манерами, корректный, вежливый. Тамара Ивановна буквально растаяла. «Сейчас я вам продемонстрирую супервещь – новейший моющий пылесос американской фирмы «Кирби», – заявил он. Тамара Ивановна, правда, вспомнила, что по телефону ни о какой демонстрации её не предупреждали. Но Жулин, не давая женщине опомниться, уже доставал из коробки пылесос в разобранном состоянии, приговаривая: «Вы ещё не знаете, что это за чудо техники, какие у него возможности! Перед вами лучший в мире пылесос! Сколько людей хотело бы заполучить его, но в магазинах он не продаётся. Вам просто фантастически повезло».
Расхваливание товара незаметно перешло в настойчивое предложение купить пылесос. Евгений в течение нескольких часов разбирал и снова собирал его, прикручивал различные насадки, проводил щётками по ковру, показывая ужасающее количество пыли, рассказывал леденящие душу подробности о пылевых клещах, заползающих в постель, и даже показывал их увеличенные в сотни раз фотографии. «Вы же хотите жить в чистоте! – втолковывал он обескураженной Тамаре Ивановне. – Значит, вы просто обязаны иметь этот пылесос!»
Тамара Ивановна почти сдалась. Дело осталось за малым: подписать договор. «А сколько он стоит?» – спросила она. – «Три с половиной тысячи долларов. Но можете купить в рассрочку. Только первый взнос заплатите наличными». И Тамара Ивановна отдала пришельцу 10 тысяч рублей, что были отложены на покупку нового холодильника. О том, как она будет расплачиваться дальше, почему-то в тот момент не подумала. Жулин быстренько пострекотал на калькуляторе и объявил ей странную сумму – 4444 рубля в месяц. Столько нужно выплачивать в течение полутора лет. Субботина подписала договор. Один бланк Жулин случайно испортил и разорвал. «Вот только печати у меня с собой нет, – посетовал пришелец, – забыл в офисе. Ну ничего, я возьму договор с собой и потом привезу вам уже с печатью», – пообещал Жулин и откланялся, оставив лишь товарный чек и акт приёма-передачи.
Тамара Ивановна утверждает, что после его ухода она в течение суток находилась в каком-то странном оцепенении: даже говорить ни с кем не могла. Придя в себя, подобрала и склеила тот самый бланк, который по ошибке оставил после себя гость. И в глаза ей бросился пункт ‹ 11 настоящего договора: «Аппарат Кирби, в соответствии с п. 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества… утверждённому Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года ‹ 55, как технически сложный товар бытового назначения возврату или обмену на аналогичный товар не подлежит». Теперь ей стало ясно, что она просто попалась.
Пылесос – вещь, необходимая в быту, но продаваться по цене небольшого автомобиля она просто не может. Самый дорогой имеет официальную стоимость 20 тысяч рублей. Тамара Ивановна даже позвонила в американский офис самой компании, и ей там назвали именно эту цену. Кроме того, они ответили, что им известны только два официальных дистрибьютора «Кирби» в России, но среди них никакой «Купи-Лайф» не значится.
Пенсионерка стала прикладывать все мыслимые усилия, чтобы вернуть свои деньги. Звонила в офис, отправляла туда заказные телеграммы, но адрес, оставленный продавцом, оказался ложным, и вся корреспонденция вернулась назад. Почти все телефоны тоже были липовыми, кроме одного: его она, к счастью, выспросила у тех, кто поздравлял её с выигрышем. Это и оказался действительный телефон фирмы «Купи-Лайф». Там ей заявили, что ни о каком отказе от пылесоса речь идти не может, а если она деньги не выплатит, то её ждёт повестка в суд. Тамара Ивановна решила написать претензию на имя руководителя «Купи-Лайф» с требованием расторжения договора и потребовать экземпляр этого самого заключённого ею договора. А чтобы не действовать вслепую, обратилась в Общество защиты прав потребителей.
Юристы нашли ряд ошибок в действиях продавца. Во-первых, Жулин не предоставил полной и достоверной информации о товаре (пылесос не является моющим, а главное, он уже был в употреблении, использовался для уборки во время демонстрации товара – а значит, его уже нельзя продавать). Во-вторых, продавец не имел при себе кассового аппарата.
В-третьих – покупатель обязан потребовать договор о купле-продаже, а если у продавца с собой нет печати, то это, как говорится, его проблемы.
Злополучный пылесос всё-таки забрали. И даже первый взнос вернули почти целиком, придержали только тысячу «на транспортные расходы». Но Тамара Ивановна рада уже и этому. Одного только не может понять: как это она поддалась на удочку явного проходимца? Почему не остановилась, почувствовав, как он постепенно впутывает её в паутину товарно-денежных отношений? Что за приёмы пустил он в ход, добиваясь желаемого результата? Может, и в самом деле гипнотизировал?
На стихийных толкучках полным-полно бабушек, торгующих всякой всячиной: вязаными носками, носовыми платочками, котятами или садовой ягодой. Вспомните, как часто вы покупали совершенно ненужную вам вещицу, поддавшись на их уговоры, приправленные мёдом и сахаром! Непременно скажут «да у меня носки самые лучшие, нигде таких не купите», или «мои ягоды от всего помогают». Да ещё прибавят ласково-доверительное «дочка» – перед этим словечком вообще невозможно устоять. Всё это плюс желание помочь пожилому человеку, получающему мизерную пенсию, и есть те же самые «приёмы», заставляющие открывать кошельки.
Убеждена, что никакого особого гипноза или зомбирования не было и в действиях продавца пылесоса. Только знание тайных струн человеческой души и способность играть на них. Мы сочувствуем человеку, потратившему на нас несколько часов своего драгоценного времени, да ещё такому милому и обходительному, и не хотим, чтобы он ушёл от нас разочарованный – нам неудобно перед ним. Наш неистребимый, безоглядный альтруизм и есть тот самый крючок, на который мы попадаемся, словно караси в пруду. Вот только речь в данном случае идёт не о сотне рублей за носки-самовязки…
–С августа прошлого года к нам поступают десятки жалоб на продавцов пылесосов «Кирби», останавливающих людей на улицах, у магазинов, и предлагающих провести бесплатную уборку, – говорит юрист межрегиональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк. – У них на мушке определённый контингент: как правило, женщины, пенсионерки или молодые мамаши, то есть люди, озабоченные чистотой в доме. Стоит только напугать клещами, которые якобы водятся в жилищах, как они тут же готовы выложить деньги. А потом, конечно, приходит отрезвление… Что касается гипноза, о котором толкуют многие из них, то слухи об этом сильно преувеличены.
О чём всерьёз может идти речь, так это о нарушениях, допускаемых продавцами этих пылесосов. Во-первых, многочисленные фирмы, торгующие ими, не являются «официальными дистрибьюторами», как написано на договорах и прочих документах. Продают пылесос в разобранном виде, уже имеющий нетоварный вид. Намеренно скрывают всю информацию о товаре. Чтобы этот пылесос стал моющим, к нему нужно покупать особую насадку. Немыслимая, завышенная в четыре раза сумма – только начало трат. Жадная машина будет требовать от вас моющих и чистящих средств, дополнительных насадок…
По статье 12 Закона о защите прав потребителей товар можно вернуть продавцам: если цена не выплачена полностью; если клиент не получил полной информации о товаре; если не истёк «разумный срок», в течение которого вещь подлежит возврату. Так что Тамара Ивановна Субботина правильно сделала, что обратилась к юристам.
Почему, сколько ни твердят, в каком месте водится бесплатный сыр, любителей отведать его меньше не становится? Все мы должны твёрдо усвоить: как только зазывают на «совершенно бесплатную акцию» – значит, тебя хотят «развести» на крупную сумму.
Сетевой маркетинг во всех странах – вполне легальный источник заработка. Но он может легко превратиться в откровенный обман, в продажу воздуха. Особенно если товар непомерно дорогой или просто никому не нужен, а продавец живёт на процент от продаж.