Государственная певческая капелла Санкт-Петербурга вновь подарила Москве глоток чистого воздуха
Современная Россия, став на некий исторический интерпуть, давно разучилась, да попросту и расхотела петь на несколько голосов, забыв о своём давнем, первородном певчески-мелодическом предназначении. Традиционное течение быта современной России – без хоровой музыки, и это, к большому сожалению, теперь уже состоявшийся факт. Но ушла ли совсем из жизни хоровая культура? К счастью, нет. Теперь, правда, она стала уже полумузейным экспонатом, имеющим инвентарный номер и ответственных за хранение, однако же экспонат этот всё же есть и даже пока общедоступен.
Праздничный концерт XXI Международного фестиваля православной музыки в Москве, прошедший не так давно в Большом зале Московской консерватории в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь», был посвящён Дню единства и празднованию Казанской иконы Божией матери (его организатором и ведущим выступил настоящий подвижник современного духовного искусства, председатель Православного церковно-певческого общества Георгий Поляченко). Разумеется, телевидения на таком концерте не было. А вот присутствие в зале выдающихся представителей современной русской литературы – Валентина Распутина и Владимира Крупина – неслучайно. Ведь в звуках сих согласных для многих сегодня слышится последняя надежда. «Если и музыка нас оставит – что будет тогда с нашим миром?» – эти слова Гоголя были процитированы в посвящении концерту, кажется, как нельзя более к месту и к времени.
Не менее уместным подтекстом (и злободневным во всех отношениях) было и прозвучавшее в финале вечера произведение хорового корифея Александра Кастальского «Чтение дьяком послания Патриарха Гермогена к тушинским изменникам»…
В первом отделении выступил Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова. В программе произведения того же Кастальского – обиходная музыка из репертуара Московского синодального хора и «Братское поминовение» (архивные ноты предоставлены музыковедом С. Зверевой). Замечательный звук, высокая певческая культура, регентский класс, точность музицирования – то есть всё, что зовётся исполнительским качеством, – на высоте. Что же касается обиходной части музыки, то по её прослушивании осталось ощущение (сугубо личное, конечно), что этот классический материал несколько не то чтобы устарел (духовная музыка органически, по предназначению своему не стареет), а просто не столь уж сугубо музыкально выразителен (это ведь не концертная музыка). Хотя в «Братском повиновении» («Русский реквием»), прозвучавшем в сопровождении органа (причём Любовь Шиханова исполнила свою партию превосходно), чувствовались глубокая сила переживания и скорби, накал композиторского самовыражения. Недаром написана эта музыка в годы Первой мировой войны с посвящением композитора: «Вечная память героям». Она самобытна по стилю и оригинальна по тембровому решению (вообще орган русской духовной музыке никак не свойствен, но в данном случае «интернациональный» смысл присутствия органа объясним). И исполнение «Братского повиновения» было под стать – оно, как говаривал в своих музыкально-критических статьях П.И. Чайковский, «получило одобрение слушателей».
Второе же отделение стало, не побоюсь сказать, явлением событийным! В нём звучали обработки популярных русских народных песен начала ХХ века из репертуара некогда знаменитого на весь мир, включая Африку и Австралию, Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова. Исполнитель – недавно появившийся как отдельный коллектив Мужской хор Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга под управлением выдающегося музыканта современности Владислава Чернушенко.
Чудо! Каких только терниев не послано было капелле и её руководителю в начале нынешнего столетия, какого только шельмования, бедствий и клевет не перенесли этот хор и его дирижёр (на грани полной гибели совсем ещё недавно была капелла) – а всё-таки жив и здравствует и сегодня старейший российский музыкальный коллектив, исчисляющий свою историю со времён Ивана Третьего, от первой стихиры государевых певчих дьяков, и доныне славит Бога и несёт людям радость и душевную пользу. Верность хорошей музыке и призванию музыканта, бесхитростность и честная прямота в достижении художественной цели – вот почему сегодня капелла вновь поёт превосходно, как встарь: так радостно было увидеть и сосчитать на сцене тридцать семь поющих питерских молодцов – по исполнительским данным один другого замечательнее! Добрые это молодцы: по звучности сегодня, без сомнения, один из лучших хоровых коллективов в мире. Такая культура – явление уже почти ископаемое, а здесь она предстала живою явью, да к тому же изобильно по репертуару!
Великолепная культура пения солистов, дивные голоса, которые, оказывается, есть ещё на Руси (причём в составе капеллы есть исполнители, не имевшие во время зачисления в хор должного музыкального образования, буквально выпестованные в капелле), стерильная интонация – чудеса, да и только. Как уж Чернушенко в наши дни умудряется хранить и приумножать всё это – одному только Богу известно. И при том, что песни-то почти все исполнялись, если сказать грубовато, «ширпотребные», «а-ля рюс» («Ах ты, степь широкая», «Из-за острова на стрежень», «Метелица», «Вечерний звон», «Двенадцать разбойников» и прочие, что, к сожалению, превратились в сегодняшнем быту в хмельной застольный вой длиной не более чем в куплет), – а какая же красотища! Вот уж действительно выходит пробуждение памяти о том, «где я любил, где отчий дом».
Помимо высочайшего мастерства солистов (каждый выходивший из хора звучал равномерно прекрасно) хочется отметить и высочайшую режиссёрскую культуру – глубину сценически-постановочного подтекста при исполнении всех номеров программы. Но Владимир Миллер с «Песней старого Бурша» М.М. Ипполитова-Иванова в обработке В. Булина для баса в сопровождении хора продемонстрировал поистине роскошество и вокала, и актёрского решения. А с каким тактом и временами с каким-то начисто забытым нами исполнительским культурным юмором была выдержана концертная постановка в целом, с каким редкостным теперь присутствием той интеллигентности, которая в просторечии с почтением зовётся «старой»!..
Хранители хоровой культуры в наши дни достойны самых высоких слов. Ведь удивительное искусство, творимое ими, необходимо нам сегодня как воздух. Скажу больше: достигая души человеческой, оно – всё равно что вдох воздуха лесного посреди мегаполиса.