Штрихкод: Книга стихов. – СПб.: ООО «Теза», 2010. – 72 с. – 500 экз.
Как заметил М. Гаспаров: в античности словосочетание «учёный поэт» было высокой похвалой, а сейчас у нас оно звучит едва ли не презрительно. Но возьмём недавно вышедший небольшим тиражом сборник стихов Аллы Михалевич с загадочным названием «Штрихкод». Вероятно, немногие, ознакомившись с ним, вспомнят поэмы Эмпедокла, Лукреция Кара, оды Ломоносова, наконец. Но, безусловно, многие заметят тонкое поэтическое мастерство, совершенство формы, богатство поэтического словаря. Здесь научная лексика служит целям поэзии. Мир предстаёт перед нами в его мельчайших деталях и в его зримых поэтических образах, которые ощущаешь физически, на чувственном уровне:
В масштабе всех миров космической
вселенной
увидишь, как мала зелёная Земля,
ранимая, под тонкой кожей биосферной,
и беззащитная, как маленькая тля.
Название книге дало стихотворение. Вот строфа из него, характерная для поэтики А. Михалевич:
Как чёрно-белые полоски хромосомы –
полоски чёрно-белые берёз,
мелькнёт в листве, как будто невесомой,
штрихкод её исчерченных полос…
Автор – доктор биологических наук, автор семи поэтических сборников. Её книга «Фотосинтез» удостоена премии им. Н.А. Заболоцкого (2007 г.). В нашей поэзии творчество Аллы Михалевич – это продолжение традиций Ломоносова, Брюсова, Чижевского, М. Зенкевича, Н. Заболоцкого. В современной петербургской поэзии её творчество занимает особое место. Это новое поэтическое мировоззрение, которое не замыкается исключительно на человеческом «эго», но раздвигает его границы. Это выход на другой масштаб, другие критерии. В традиционный поэтический размер вложено новое поэтическое понимание. И сделано это точно, добротно, многомерно, сказано новым поэтическим языком. Это поэтический взгляд учёного на нас, на мир, на место человека в этом мире.