Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Профессия – режиссёр

01 января 2007

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Леонид Хейфец – режиссёр Театра им. Маяковского, заведующий кафедрой режиссуры Щукинского училища при Вахтанговском театре и руководитель режиссёрской мастерской в Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Его дебютный спектакль «Смерть Иоанна Грозного» в Театре Советской армии открыл новую эпоху советского театра и новое режиссёрское поколение. 4 мая у Л. Хейфеца юбилей.

Вот и Леониду Ефимовичу Хейфецу, замечательному режиссёру, превосходному театральному педагогу, постучал в дверь семьдесят пятый годочек! Когда мы познакомились, ему было сорок с небольшим. Эти почти тридцать пять лет наряду с замечательными достижениями были сопряжены в его жизни и с немалыми потерями, драматическими поворотами в творческой и личной судьбе. Тем не менее внутренне, в сущности своей он совершенно не изменился. Время не расшатало, не обрушило главные черты, глубинные особенности его личности. Прежде всего неизменным осталось неуёмное стремление к исчерпанности в постижении, в понимании всего, с чем он соприкасается. Наблюдать, как Хейфец, отслаивая всё поверхностное, всё наносное, всё кажущееся, добирается до самой сути возникшей в обществе ситуации, характера человека, с которым пришлось иметь дело, пьесы, которую он собирается поставить или уже ставит, – подлинное интеллектуальное наслаждение. Бывало, мы два-три часа обсуждаем какую-то проблему, приходим к каким-то выводам, а вечером его звонок – оказывается, мы упустили из виду важный аспект, и, если его учесть, вся картина наших размышлений обретает иной характер. Недели две назад мы гуляли по Тверскому бульвару, он рассказывал, что, возможно, будет ставить в одном московском театре английскую пьесу, написанную по мотивам тургеневского романа «Отцы и дети». Он очень интересно рассуждал, объясняя, почему хочет поставить эту пьесу, искал новые подходы к извечной теме. Ему важно было понять, как сегодня в нашем обществе проявляется этот конфликт, какие типы взаимоотношений отцов и детей мы сейчас наблюдаем. Он выпытывал меня, копал всё глубже, заходил с разных сторон, вспоминал, строил предположения, спрашивал, с кем стоило бы поговорить, что прочитать. Повторюсь: Хейфец – это безграничное стремление всё понять до конца концов, при этом он прекрасно отдаёт себе отчёт, что ничего понять до конца концов невозможно.
Поражает его неизменно доброжелательное отношение к действующим лицам московского театрального сообщества, включая и тех людей, кто в сложных ситуациях его жизни проявил себя не лучшим образом. Он никогда ни о ком не выносит окончательных суждений. Неблаговидным поступкам всегда ищет смягчающие объяснения. Он ни на ком не ставит крест. И это не просто свидетельство природной толерантности, мягкости. Это, если хотите, его творческое, режиссёрское отношение к человеку. Я думаю, оно перешло в реальную его жизнь из отношения к персонажам пьес, которые он разбирал во время репетиций, прежде всего пьес Чехова, которого он боготворит. Многолетний опыт режиссёрского истолкования «написанных» людей, опыт объяснения артистам, в какого рода личности они должны перевоплотиться, оказывает заметное влияние на его взаимоотношения с реальными людьми в реальной действительности. Он настолько предан своей профессии режиссёра, настолько первозданно её ощущает, в ней и с ней живёт, настолько связывает с ней свои надежды и упования, что часто просто не в состоянии реальные коллизии нашей действительности не смешивать, не спутывать с театральными, сценическими. И что поразительно – от этого его отношение к окружающей жизни не страдает наивностью или надуманностью. Напротив – своим театральным, режиссёрским видением он оценивает события и фигуры реальных персон очень точно, проницательно, отчётливо видит, чем завтра закончится то, что сегодня началось…

Дорогой Леонид Ефимович, дорогой Лёня! С Новым годом тебя, семьдесят пятым от рождения твоего. Желаю тебе и твоим близким крепкого здоровья, успехов, благополучия, не сомневаюсь, что мы увидим ещё много твоих новых спектаклей, а также спектакли твоих очень похожих и совершенно не похожих на тебя учеников. Не сомневаюсь, что у нас с тобой будет достаточно времени, чтобы досконально обсудить целый ряд нерешённых проблем, и мы их непременно решим.
Обнимаю тебя крепко-крепко, всеми силами, какие у меня есть,
Александр ГЕЛЬМАН

«ЛГ» и её читатели присоединяются к поздравлениям в адрес Л.Е. Хейфеца.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS