Цели Союзного государства – экономическое и социальное развитие
Вот уже на протяжении 11 лет Россия и Беларусь уверенно движутся по пути интеграции, невзирая на трудности и недоверие скептиков. Идёт поступательное формирование Союзного государства. Успешно решаются стоящие перед ним задачи.
Цель, для которой объединились наши государства, состоит в создании основы для достойного экономического развития стран-участниц на фоне глобализации мировой экономики и усиления конкуренции. В настоящее время и в Беларуси, и в России созданы условия для стабильного экономического развития. В частности, значительно улучшены основные макроэкономические показатели и восстановлены разрушенные в начале 1990-х годов деловые связи. Результатом этого уже стал устойчивый рост наших экономик.
Приведу несколько цифр. В целом за период с 1995 по 2006 год товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией возрос почти в 4 раза: с 5,2 млрд долларов США до 19,9 млрд долларов США. А объём инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2007 года оценивается в Республике Беларусь примерно в 16772 млрд рублей (около 202 млрд российских рублей), в Российской Федерации – в 3992,7 млрд рублей. Эти показатели на 16,5 и 21 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Одним из главных инструментов реализации экономической политики Союзного государства являются союзные программы. На их финансирование ежегодно расходуется более 80 % средств союзного бюджета. Скажу без преувеличения: эти программы служат основой союзного строительства.
В 2007 году из бюджета Союзного государства финансируется 13 союзных программ и более 10 проектов находится в стадии разработки. Сегодня сотрудничество наших государств в области союзных программ вышло на качественно новый уровень. В частности, нами разрабатывается ряд совместных инновационных проектов, которые требуют более гибкого и эффективного механизма принятия решений.
Результаты, достигнутые за последнее время благодаря реализации программ Союзного государства, впечатляют. Каждая такая программа – это дополнительный импульс для развития отечественной промышленности, дополнительные поступления в государственную казну в виде налогов со стабильно работающих предприятий. В конечном счёте, каждая программа – это новые рабочие места: сейчас с учётом смежных организаций в компаниях – участниках союзных программ работает порядка 300-400 тысяч человек.
Союзные программы: конкретные примеры
На некоторых важнейших программах я хотел бы остановиться отдельно.
Крупнейшей программой должен стать мега-проект по созданию интегральной сети транснациональных транспортных коридоров, систем связи и управления грузовыми и пассажирскими потоками по направлениям «Европа – Беларусь» и «Россия – Страны АТЭС». Этот проект рассчитан на 12-15 лет. В итоге его осуществления должно появиться порядка 47 тыс. км транспортных путей всех видов транспорта и 23 тыс. км оптоволоконных сетей. Стоимость программы высока: она оценивается в 3,8 трлн долларов США. Однако эта программа сможет сократить сроки доставки грузов из Азии в Европу в 2-3 раза, а время их обработки в перевалочных пунктах – в 5-6 раз. В итоге, по оценкам экспертов, объём товаропотока возрастёт в 60-70 раз, а скорость обмена информацией – в 10-14 раз.
Хочу особо отметить, что этот проект нашёл поддержку на самом высоком уровне. На заседании Государственного Совета, где обсуждался вопрос о развитии транспортных коммуникаций на период до 2015 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что без решения транспортных проблем на основе самых современных технологических решений дальнейший прогресс в экономике и укрепление страны, её обороноспособности и защищённости не могут реализоваться.
Ещё один стратегически важный проект, реализация которого продолжается вот уже много лет, – это программа развития дизельного автомобилестроения, рассчитанная на период до 2008 года. Итогом этого проекта станет вывод отечественного дизельного автомобилестроения на уровень требований, предъявляемых стандартами Евро-3 и Евро-4. Без такого технологического прорыва невозможно завоевывать международные рынки.
Первый этап этой программы пришёлся на 1998-2002 годы: были разработаны новые конструкции грузовых автомобилей «МАЗ», а также усовершенствованы дизельные двигатели Ярославского моторного завода, которые стали соответствовать стандарту Евро-2. На нынешнем этапе программы ожидается значительный рост объёмов производства современных дизельных двигателей и грузовых автомобилей. С учётом смежников на заводах России и Беларуси появится
30 тысяч дополнительных вакансий. Общая стоимость программы оценивается в 35 млрд рублей. Но только объём экологической выгоды составит 77,2 млрд рублей. Этот эффект будет достигнут за счёт использования инновационных технологий и выпуска более «чистых» автомобилей.
Другая программа, которая повышает возможности российской и белорусской экономик, – это программа по организации серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин мощностью 200-450 лошадиных сил, рассчитанная на 2006-2009 годы. Один такой комплекс, разработка которого финансируется в рамках данного проекта, должен заменить 4-5 дорогостоящих комбайнов и энергоёмких тракторов. Даже при минимальном объёме выпуска в 500 комплектов подобной техники в год ежегодный экономический эффект составит более
6 млрд рублей.
Союзные программы: сложности и проблемы
К сожалению, вынужден отметить, что реализация союзных программ не всегда происходит гладко. Довольно часто приходится сталкиваться с непониманием в профильных российских министерствах, длительными согласованиями и бессмысленными дискуссиями. Многие программы, которые уже сейчас должны работать на развитие России и Беларуси, так и не были одобрены.
Некоторые программы проходят согласование в течение трёх-пяти лет. Например, для включения в бюджет 2007 года было подано заявок на 51 проект, в том числе на 13 новых программ. Однако значительная часть заявок не была включена в бюджет 2007 года просто по причине несогласованности материалов.
Но даже если программа была одобрена, существуют сложности с получением забюджетированных средств. Если до 2003 года задержки в финансировании в определённой степени были связаны с поздним принятием бюджета Союзного государства, то в последнее время средства «зависают» в казначействе или у государственных заказчиков. Скажем, хотя программа развития серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин была одобрена ещё в сентябре 2006 года, до сих пор Минпромэнерго России не освоило ни одного рубля бюджетных средств.
Полагаю, что при огромном профиците российского бюджета необходимо увеличивать объём средств, направляемых на развитие научно-технического потенциала страны. В настоящее время на инновационные научные программы мы тратим в десятки раз меньше, чем многие развитые страны, – и даже при таком скудном финансировании нам удаётся достигать значительных результатов.
Межрегиональное сотрудничество – одна из основ партнёрства государства и бизнеса в Союзном государстве
Успешное развитие экономических связей было невозможно без поддержки на региональном уровне. К настоящему времени создано и работает 12 двусторонних советов и комиссий по сотрудничеству между Правительством Республики Беларусь и администрациями регионов России,
а 8 субъектов Российской Федерации открыли в Беларуси свои представительства. Кроме того, действует около 200 двусторонних соглашений между российскими регионами и органами государственной власти Беларуси.
По итогам января – сентября 2007 года торгово-экономическое сотрудничество с Республикой Беларусь осуществляли 80 из 85 субъектов Российской Федерации. При этом наиболее активно в данном направлении работали Тюменская область, на долю которой приходится 32,6 % российско-белорусского товарооборота, г. Москва (16,8 %) и Московская область (7,8 %). В целом на 10 ведущих российских регионов приходится 74,4 % внешнеторгового оборота Республики Беларусь с Российской Федерацией.
Огромный потенциал имеет экономическое сотрудничество между Беларусью и Калининградской областью. Но для его реализации необходимо будет решить прежде всего транспортные вопросы. В частности, снизить железнодорожный тариф на перевозку белорусских транзитных грузов в калининградском направлении через территорию Литвы, а также проработать варианты доставки из калининградских портов в Южную Америку белорусских калийных удобрений. В свою очередь, оттуда морские суда будут доставлять в Калининградскую область продукты масличных культур, необходимые как России, так и Беларуси.
Полагаю, что приведённые примеры успешного сотрудничества как на уровне бизнес-структур, так и на уровне органов государственной власти России и Беларуси наглядно доказывают: Союзное государство состоялось. Оно обладает замечательными перспективами. От нас с вами зависит, насколько полно наши государства смогут реализовать свой совместный потенциал.
Беларусь и Россия – великие братские народы с достойным прошлым, успешным настоящим и, я уверен, великим союзным будущим.