Юбилей Шукшина главные телеканалы отметили на удивление обширно. Были показаны фильмы Василия Макаровича, документальные программы о нём и передачи с участием его супруги и дочерей. За внимание к 80-летию выдающегося русского писателя-самородка телевизионщикам большое спасибо. Однако на фоне отчаянной, беспощадной шукшинской правды, бесстрашия и нежности в его отношении к Родине стали особенно явственны родовые, рыночные язвы нашего телевидения.
Первым за день до юбилея «выстрелил» ТВ Центр документальным фильмом «Лидия Шукшина. Непредсказуемая роль». Да, там много и с любовью было рассказано о Василии Макаровиче, об истории его отношений с супругой, но неуместными показались откровения героини о её следующих мужьях, особенно о Бари Алибасове, который, как кажется мне и многим поклонникам писателя, является полной противоположностью Шукшину и принадлежит к тому типу людей, которых он яростно ненавидел. Более точное название этому фильму было бы «Мужья Лидии Федосеевой». Такой подход ранее был несвойствен ТВ Центру, скорее, он близок манере канала НТВ, который 25 июля (Высоцкий умер в тот же день, что Шукшин родился) отметил день его памяти повтором документального фильма «Жёны Высоцкого» с отвратительно пошлым голосом ведущего Джигурды. Кстати, о юбилее Шукшина НТВ едва вспомнило в новостных программах.
Первый канал отнёсся к юбилею наиболее основательно, правда, в свойственной ему гламурно-рейтинговой манере. С утра в «Смаке» кулинарничала красавица Мария Шукшина, после чего сразу же пошёл документальный фильм «Василий Шукшин. Человек земли», а чуть позже на канале «Россия» начался аналогичный фильм «Он сражался за Родину. Василий Шукшин», и – надо же, какое совпадение! – через несколько минут на «Культуре» пошёл фильм «Василий Шукшин. «Не могу, мамка!». Вот они, мерзкие чудеса контрпрограммирования – всем, кто любит Шукшина, приходилось разрываться между тремя каналами. То, что Первый воюет с «Россией», ещё как-то можно понять (но не простить), однако почему «Россия» воюет с «Культурой» (они же в одном холдинге (ВГТРК) – неужели нельзя было развести время показа?
Вскоре на Первом прошёл фильм-«расследование» «Василий Шукшин. «Позови меня в даль светлую» с ведущим Леонидом Якубовичем. Почему этой передаче (явно из цикла «Последние 24 часа») дали другое название? Да и при чём здесь Леонид Якубович? Он друг, коллега, исследователь творчества Шукшина, он может рассказать о нём лучше, например, Николая Губенко? В искренность его сетований по поводу раннего ухода Василия Макаровича верилось с трудом. Завершил же шукшинский день на Первом фильм «Мария Шукшина. Расскажите мне о моём отце», в котором, как и в других фильмах, было много интересного, раскрывающего образ выдающегося режиссёра и актёра, но сквозил-таки лёгкий спекулятивный ветерок – если бы не было у него столь медийной дочки (звезды Первого канала), стали бы на ТВ о нём вспоминать?
Мало было на экране писателя Шукшина, не звучало в должном объёме его слово, а стоило бы порыться в архивах или снять специально для юбилея исполнение его рассказов нашими выдающимися артистами. Неужели не сохранилось хотя бы записи рассказов «Сапожки», «Обида» и других, замечательно прочитанных Сергеем Юрским?..
Грустно оттого, что ответа на главный шукшинский вопрос как не было, так и нет. А что-то нехорошее не только происходит, но уже произошло. Впрочем, фильмы Шукшина (даже трагическая «Калина красная»), показанные 25 июля, убийственно контрастирующие с нынешними «сельскими» сериалами, противятся унынию, они и сейчас вселяют силы, укрепляют веру и надежду.