Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Проникая в суть вещей

01 января 2007

Неформальная дипломатия Григория СИТНИЦЫ

В московском Манеже прошла персональная выставка известного белорусского художника-графика Григория Ситницы – одного из участников круглого стола, посвящённого началу выдвижения номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства. Произведения Ситницы отличает пристальное внимание к белорусской истории, этнографии, фольклору. Об этом говорят и названия серий работ, выполненных им в 1990-х годах: «Несвиж. Формула прошлого», «Минск. Верхний город. Фрагменты реставрации». Картины Григория Семёновича находятся в На­цио­нальном художественном музее Беларуси, Художественном фонде Министерства культуры РБ, Республиканской художественной галерее Беларуси, Музее белорусской культуры в Гайновце (Польша) и даже в собрании монастыря святого Георгия в Греции.

Преподаватель Белорусского колледжа искусств, член Союза художников Беларуси, академик Белорусской академии изобразительного искусства, Григорий Семёнович в этом году стал одним из руководителей Союза художников Беларуси.

– Выставка, прошедшая в Манеже, была вашей первой российской выставкой?

– Мои картины россияне уже видели. А вот персональная выставка – первая.

– Каков же был для неё «информационный повод»?

Картины из серии «Прогулка вдоль забора»– Пятидесятилетием меня внезапно накрыло, как я ни старался его не замечать. Сначала я эту выставку показал в Минске. 65 моих работ на протяжении месяца были выставлены в Национальном художественном музее Республики Беларусь. И, к моей радости, её не обошли вниманием ни пресса, ни зрители. Потом я свозил её в Гомель. Там на два месяца она расположилась в шикарных интерьерах дворцово­паркового комплекса Румянцевых-Паскевичей. Это очень важно, потому что для меня выставка – это прежде всего проект. То есть всё должно быть в комплексе, с учётом дизайна самой экспозиции.

– Как называется ваша выставка?

– По-белорусски она называется «Гаспода. Суб`ектыўная рэчаiснасць», а как перевести на русский, не знаю. Если разбирать отдельно, то рэчаiснасць – это реальность. Но при переводе исчезает 80% смысла, потому что рэчаiснасць – это сущность, а не существование вещи. Я занимаюсь выявлением метафизичной сущности вещей – рэчаiснасцю. То, что я рисую – лук, бульбу, забор, дрова, – это не пейзажи и не натюрморты. Я пытаюсь проникнуть в суть этих вещей, в их микрокосмос. И сделать из этого современный художественный стиль. Композиционная основа этого стиля – супрематическая и конструктивистская ритмика, а форма его передачи – гиперреализм и в некоторой степени примитивизм, то есть два противоположных полюса в искусстве, из которых я пытаюсь создать синтез. И белорусское слово «гаспода» перевести сложно. В нём слышатся три слова: господь, гаспадар – хозяин и гаспадарка – хозяйство, то место, где живёт человек со своей семьёй и с господом Богом, та страна, которая заботится о сохранении национальных ценностей, не забывая про Бога. Эта земля и есть гаспода. К сожалению, нашу землю гасподой пока не назовёшь.

– Какую технику вы предпочитаете?

– Я график, причём работаю только в карандаше. Это моё сознательное решение. После того, как я побывал на Краковском международном триеннале печатной графики и увидел метровую литографию, то понял, что технически мы их долго ещё не догоним, да и не надо. И вернулся к самому примитивному материалу, которым пользовался любой человек в школе и детском саду, – карандашу. И даже объекты я выбрал самые простые: дрова, лук, свёклу, забор. Цикл из 15 произведений я назвал «Прогулка вдоль забора» – масса вариаций этого забора. Это позволяет мне балансировать на грани реализма. При этом мои работы абсолютно реалистичны, даже документальны, но в полушаге до абстракции.

– Как давно вы работаете в Союзе художников?

– Почти год я первый заместитель председателя Союза художников. Я пришёл в тот момент, когда Союз стоял на грани больших потрясений. Пришлось, можно сказать, «закрывать собой амбразуру». Закрыли и живы остались. Проблемы ещё есть, но они уже не угрожают ликвидацией Союза. И похвалиться есть чем: за прошедший год мы сделали массу проектов. Впервые начали проводить биеннале живописи, графики и скульптуры. И это не только выставка, но вместе с тем ещё и конкурс, в котором лучших определяют сами участники выставки. Такой способ – оптимально демократический, можно даже за себя любимого проголосовать. Ведь кто, как не мы, может оценить качество и профессионализм работ! Без ложной скромности могу отметить, что получил первое место в номинации «Графика», причём большинство голосов принадлежало скульпторам и живописцам и меньше всего за меня проголосовало графиков.

Ещё мы провели международную выставку «Разом», то есть «Вместе», которая собрала художников Беларуси, России, Литвы, Латвии, Молдовы, Румынии, Польши. И теперь планируем проводить её каждый год. Это конкретная работа, направленная на интеграцию. Я убеждён, что в то время, когда дипломатов ещё в помине не было, самыми лучшими дипломатами были художники. Куда бы я ни приехал, хочу я или нет, но я прежде всего представитель своей страны, даже если я представляю частный проект, я – белорусский художник, и по мне судят об искусстве Беларуси. Это и есть неформальная дипломатия. Я участвовал во многих пленэрах, приобрёл друзей в разных странах, и именно от меня они узнали о моей стране. И для этого не нужны формальные структуры.

– Вы уже определили, кого будете выдвигать на премию?

– Пока ещё нет. Но варианты есть. Прежде всего, это наши ветераны Гавриил Ващенко, Леонид Щемелёв, Георгий Поплавский (кстати, он академик и российской академии, и белорусской). Много у нас и талантливой молодёжи: Александр Некрошевич, очень активный художник, часто выставляется в Москве, великолепный скульптор Сергей Аганов, Возисов Сергей, Лариса Журавович, Анна Саливончик, у неё тоже недавно выставка была в Москве. В грязь лицом не ударим.

Беседу вела Ольга КУЗНЕЦОВА

Обсудить в группе Telegram

Ольга Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS