Музыкально-поэтическую композицию представили на заседании секции драматургии артисты 1-й передвижной бригады Театра Драмы имени Ольги Берггольц: Анна Загребнева, Владимир Гененрайх, Наталья Калинина и Иван Карманов.
Поэтическим стержнем постановки стали произведения Ольги Берггольц: поэма «Февральский дневник», созданная в осаждённом Ленинграде в 1942 году, и стихотворение «Блокадная ласточка», написанное в конце войны. Его последнюю строфу, прочитанную самой Берггольц, зрители услышали на фонограмме с записью голоса ленинградской Мадонны – так стали называть Ольгу Берггольц жители голодающего и замерзающего города.
Гармонично вписалась в драматургию постановки музыкальная цитата Лакримозы из моцартовского «Реквиема», иллюстрирующая строки «Февральского дневника». Её пронзительные интервалы прозвучали во вступлении к песне «Дети войны» в исполнении Анны Загребневой и Владимира Гененрайха.
Мысль о том, «что в сотни раз почётней и трудней / в блокаде, в окруженье палачей / не превратиться в оборотня, в зверя...», была дополнена трогательной историей о коте, дожившем до дня снятия блокады.
В стихах Ольги Берггольц тема человечности и душевной стойкости – одна из главных. Отзвуки этой темы мы также слышим в звуках Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича – «Ленинградской», посвящённой подвигу людей, ежечасно глядящих в лицо смерти. Её исполнение состоялось в осаждённом городе 9 августа 1942 года.
Рассказ о Седьмой симфонии Шостаковича мог бы стать кульминацией спектакля. Но после материала об операции «Искра», наступательных действиях советских войск, за которыми последовал прорыв ленинградской блокады, артисты представили вниманию зрителей стихотворение «Варварство» из цикла «Моабитская тетрадь» татарского поэта Мусы Джалиля. Оно было написано в Моабитской тюрьме и является документальным свидетельством чудовищных преступлений нацистов. Этот текст – поистине сакральный. Именно его исполнение стало кульминационным моментом постановки – и с точки зрения композиции, и по эмоциональному накалу.
В ходе дискуссии, которая началась после спектакля, с сожалением было отмечено, что тема войны недостаточно широко представлена в репертуарном плане театров Санкт-Петербурга. В этом смысле Театр драмы имени Ольги Берггольц представляет счастливое исключение. Все выступающие были единодушны в том, что тема войны и блокады непременно должна звучать с подмостков современных театров, напоминая о том, что «никто не забыт и ничто не забыто».
Марина Кашлачёва