Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 января 2025 г.
Спецпроект Гипертекст

Пронзительно и правдиво

О книге Дмитрия Воронина «Тётушка жизнь и матушка Война»

16 января 2025

Сборник прозы Дмитрия Воронина «Тётушка жизнь и матушка Война» состоит из двух разделов. В первом собраны рассказы, во втором – миниатюры. И в тех, и в других на первый план выходит человек с его радостями и горестями, болями и откровениями, сомнениями и выбором. Примечательно то, что персонажи книги – самые обычные люди, во многих из них читатель может узнать себя или своих знакомых, а некоторые ситуации, описанные в произведениях, вполне могли произойти в жизни любого из нас.

В миниатюре «Они тоже…» сын, принявший решение уйти на СВО, звонит своему отцу, чтобы попрощаться. На слова старика «Что значит – добровольно? А как же семья, Ленка как?» и «Какая в тебе там нужда, что, без тебя там никак, не справятся?», сын отвечает: «Я так решил, и баста. Дочки вырастут, спросят, где был в лихие годы, почему за правду не воевал, – что им отвечать? Или внукам?». А на вопрос отца: «А убьют?» уверенно возражает: «А чегой-то – убьют? Ничего не убьют. Это я их мочить еду!»

Персонаж миниатюры «Юбилей» Харитоныч – учитель, отдавший «без малого пятьдесят лет» школе, отмечает круглую дату. Он с нетерпением ждёт звонка из школы, но, к своему огорчению, напрасно: «Не пригласят меня никуда. Забыли. Уволился, и тут же забыли начисто, вычеркнули из своей памяти, будто и не было меня. Вроде как и из жизни тоже исключили».

Однако к вечеру наконец раздаётся долгожданный телефонный звонок:

«– Поздравили всё-таки. Не забыли, – вытирал ладонью счастливые слёзы Харитоныч. – Варенька поздравила, Смирнова, с двойки на тройку которая. Не забыли».

Автор пишет лаконично и ёмко, его проза лишена синтаксических нагромождений и стилистических излишеств. При этом Дмитрий Воронин искусно и к месту использует изобразительно-выразительные средства. А главное, ему удаётся точно передать состояния и настроения персонажей: «Шестиклассник Алёша шёл в школу последний раз, хотя мог и не идти. Но он всё-таки решил пойти. Зачем? Если бы его спросили об этом, он, наверное, и не сумел бы ответить. Что-то притягивало Алёшку к этому ненавистному до последнего кирпича зданию. То, что здесь живёт зло, он понимал и внутренне содрогался от отвращения всякий раз, когда переступал порог этого дома» («Одинокая парта»). Смысл названия этого пронзительного рассказа о жестокости взрослых и детей, о шестикласснике, которого ни за что подвергают настоящей «травле», открывается читателю в процессе чтения, и это, пожалуй, одно из самых сильных мест в тексте:

«За партой с ним никто не сидел. Брезгливость переполняла всех одноклассников до краёв. Парта стояла в дальнем углу класса. Была она какая-то измученная, похожая на своего хозяина. За неё никто никогда не садился. Она считалась как бы прокажённой, на ней лежало клеймо, табу».

Финал произведения заставляет о многом задуматься:

«Алёшка уже забыл обо всём, он только помнил, что сегодня последний его день в этой школе, и вообще последний его день.

Закончились уроки, и все заспешили домой. Мальчик надел пальто и вышел на улицу. Ветер стих, ярко и холодно светило зимнее солнце. Алёшке вдруг на минуту стало грустно — грустно оттого, что сейчас не лето. Но тоска задавила грусть, и он побрёл к лесу. Солнце постепенно скрылось за тучи, пошёл снег. Снег обволакивал мальчишку, заставил сесть. Алёшке стало хорошо, так хорошо, как будто его обнимала добрая бабушка. Снег укрывал его мягким тёплым одеялом.

Наутро его начали искать и, как ни странно, очень быстро нашли. В тот же день заменили парту».

Книга читается легко, сюжеты произведений увлекают, а темы – не оставляют равнодушным.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вернуть исторический облик

    28.05.2025
  • Книжная Россия на Дворцовой

    28.05.2025
  • Я не геройствовала, я жила...

    28.05.2025
  • Машинист-герой

    28.05.2025
  • Литература эпохи сборки

    28.05.2025
  • Литература шире и глубже политики

    68 голосов
  • О «Гипертексте» рассказали на пресс-конференции

    45 голосов
  • В начале было слово

    30 голосов
  • «ЛГ» открывает сезон «Гипертекста»

    22 голосов
  • Мифы – ключ к современности

    13 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS