Вместо послесловия к медиафоруму «Диалог культур»
В течение четырёх дней на форуме обсуждались темы: «Старые догмы, стереотипы в СМИ Евразии и новое поколение журналистов. Конфронтация или диалог?», «Национальная идентичность и диалог культур в медиапространстве», «Мировое информационное пространство и русские медиа».
Смешанные чувства у меня вызвала церемония торжественного вручения знака «За весомый вклад в «Диалог культур». Для понимания момента приведём здесь концепцию форума, озвученную председателем совета медиаконгресса «Содружество журналистов» Ашотом Джазояном:
«Концепция форума диалектична. С одной стороны, она консервативна, защищая несхожесть культур, по-своему выстраивающих шкалу ценностных ориентаций, в определённой степени отдаляясь от современной теории глобализированного, единого геополитического культурного пространства. С другой стороны, она прогрессивна в привлечении молодёжи, в моделировании нового мира, толерантного к межнациональному, межэтническому, межрелигиозному сосуществованию человечества. Она актуальна, особенно в контексте политических событий этого года, и традиционна в стойкой приверженности к веками сложившимся эстетическим нормам и эстетическим ценностям. Технологична – ибо уделяет особое внимание развитию новых, мультимедийных процессов. Наконец, концепция форума позитивно оппозиционна. Позитивна – в доверии к человеку, к духовным ценностям… Оппозиционна – к любым формам тоталитаризма, навязывания мнений, к языку угроз, ультиматумов и санкций».
Для учёбы молодых журналистов в программе форума были предусмотрены мастер-классы; одним из них можно без натяжки считать выступление Владимира Познера, признанного международным журналистским сообществом достойным знака «За весомый вклад в «Диалог культур». Его выступление было обозначено в программе как «Послесловие». Ни в коей мере не собираюсь здесь оспаривать выбор международного журналистского сообщества, но мне показалось, что по крайней мере странно давать заключительное слово человеку, обладающему тремя паспортами и известному своими сомнительными высказываниями в адрес России. К примеру, отвечая на вопрос, считает ли он себя по ментальности русским человеком, Познер как-то откровенно признался: «Конечно, нет», а о православной вере однажды высказался ещё более определённо: «Православие стало одной из величайших катастроф России».
Получив из рук А. Джазояна награду, В. Познер поправил его в том смысле, что он является в настоящее время свободным журналистом, а не ведущим Первого канала, как указано в программе форума. Вероятно, ведя еженедельную авторскую программу на Первом канале, Познер оказывает шефскую помощь К. Эрнсту. Далее свежий лауреат рассказал молодым коллегам о своей жизни и пути в журналистику. Заявил, что когда-то был пропагандистом и работником «идеологической машины» СССР, но резко пересмотрел свои взгляды после ввода наших войск в Чехословакию в 1968 году. При этом умолчал о том, что с 1961 года, когда поступил на работу в Агентство печати «Новости» и стал в 1967 году членом КПСС, и заканчивая 1985 годом он вёл свою радиопередачу, работая в главной редакции радиовещания Гостелерадио СССР и даже был секретарём парткома этой редакции. Познер говорил спокойно и убедительно. Но иногда в его голосе появлялись и металлические нотки. Это произошло тогда, когда один из участников форума пригласил всех на выставку, где представлены факты зверств украинских карателей в Донбассе, а также свидетельства участия в них американских наёмников. Познер резко оборвал его на полуслове и поведал о том, что он, в случае если интервьюируемый им человек говорит, что евреев нужно сжигать в электрических печах, сразу прекращает с ним всякое общение. А разве с теми, кто призывает сжигать в печах русских или ещё кого, можно не прерывать общение? Пообсуждать тему? А что касается Донбасса, то наших, по словам Познера, российских наёмников там тоже было предостаточно. В каких источниках бывший спецпропагандист Иновещания почерпнул эту инфомацию, он не сообщил. В общем, обычный набор либерала и джентльмена.
В течение получаса В. Познер «сеял разумное, доброе, вечное», а по сути дела занимался пропагандой либеральных ценностей, выдавая её за исповедь независимого журналиста. И всё сказанное им так бы и отложилось в умах и сердцах слушающих. Но тут подошло время награждения «ЛГ», признанной лучшим печатным изданием года. Почётный знак «За весомый вклад в «Диалог культур» по поручению редакции получил собкор газеты по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону РФ Владимир Шемшученко.
Поблагодарив за награду, присуждённую «ЛГ», он обратил внимание молодых журналистов на то, как мастерски, ненавязчиво Владимир Познер вёл либеральную пропаганду. Убаюкивая всех «фигурами речи», он, словно гвозди, вбивал в их сознание ключевые понятия: Пакт Молотова-Риббентропа (1939 год), оккупация Прибалтики и Польши – отсюда непреходящая ненависть (прошлая и нынешняя!) к СССР и сегодняшней России. Разгром фашизма и создание социалистического лагеря – результат тот же. Здесь же – вторжение в Чехословакию. Нынешняя «аннексия» Крыма» и окончательная потеря Украины. Отсутствие свободы СМИ в России. А вот интересно, если бы гражданин Пятой республики В. Познер нечто подобное о непростой французской истории говорил молодым журналистам не в Эрмитаже, а в Лувре (при всей тамошней свободе слова), вышел бы он оттуда таким непомятым, как вошёл?
В завершение выступления В. Шемшученко призвал молодых журналистов в первую очередь критически анализировать информационные потоки, тем более если они исходят из ангажированных «говорящих голов».
И что характерно, сотрудника «ЛГ» молодые журналисты слушали с неменьшим вниманием, чем Владимира Познера, а когда он закончил выступление, в зале раздались аплодисменты.