В феврале 2009 года исполнится 180 лет со дня гибели А.С. Грибоедова. Памятуя об этом приближающемся грустном юбилее, я задумал написать очередной (моё письмо в редакцию «Забытый Грибоедов» было опубликовано в № 1 за 2007 год) материал, обратился к Интернету и нашёл там ряд интересных сведений.
Например, о том, что имя Грибоедова носит не только известный канал в Петербурге, но и улицы в Геленджике, Уфе, Екатеринбурге, Тбилиси, Севастополе и других городах.
Был переулок Грибоедова и в Одессе… Однако нынешние украинские власти якобы «по просьбе одесситов» кощунственно переименовали переулок Грибоедова в улицу Шухевича – майора СС.
Имя Грибоедова носят театры в Тбилиси, Ереване и Смоленске. Была в Москве театральная студия имени Грибоедова, в которой когда-то училась Наталья Сац. Возможно, студия есть и теперь.
Есть в Москве Институт международного права и экономики имени Грибоедова (институт негосударственный…).
Есть и библиотеки имени Грибоедова.
Интересен и факт, о котором сообщал путеводитель по Крыму 1871 года: на стене одной из сталактитовых пещер была обнаружена подпись Грибоедова (пещера ныне не сохранилась).
Есть информация о том, что сестра Грибоедова была сестрой милосердия в Севастополе в Крымскую войну и великий Пирогов представил её к награде.
Есть интересные сведения, как Грибоедов боролся с коррупцией и нерадивостью чиновников, которые занимались переселением армян – ремесленников и хлеборобов – из Персии в Россию.
Или какие унижения выпали на долю вдовы Нины Грибоедовой-Чавчавадзе при получении от тогдашних властей знака ордена Св. Анны с бриллиантами, которым был награждён А.С. Грибоедов за успешную дипломатическую деятельность.
Материалов о Грибоедове масса. Но нет ни его фонда, ни музея, сотрудники которого могли бы профессионально собирать и изучать эти материалы…
Теперь о заявленных в заголовке «пропавших грамотах».
Недавно было широко объявлено о том, что в Государственном Историческом музее будет экспонирована так называемая «Извинительная грамота» Персии за гибель Грибоедова, переданная специальным персидским посольством вместе с богатыми дарами (включая алмаз «Шах») императору Николаю I. Грамота начиналась словами: «Правительство Наше перед Вашим покрыто пылью стыда, и лишь струя извинения может омыть лицо оного».
Увы! По причинам, которые попахивают политической цензурой, исторический документ не был выставлен для всеобщего обозрения в Государственном Историческом музее. Я позвонил в музей, чтобы узнать о причинах. Мне ответили: «Нам посоветовали…» А ведь можно было бы выложить русский текст этого документа в Интернете…
Это первая «пропавшая» грамота.
Не меньшая таинственность окружает и вторую «пропавшую»…
Оказывается, ещё 15 лет назад было принято постановление Правительства РФ от 07.10.93 ‹ 1010 «О 200-летии со дня рождения А.С. Грибоедова». Согласно этому постановлению за два года до юбилея предусматривалось:
«…В связи с исполняющимся в 1995 году 200-летием со дня рождения А.С. Грибоедова Совет Министров – правительство Российской Федерации постановляет:
…6. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Российской академией наук, творческими союзами и общественными организациями разработать и внести на рассмотрение Совета Министров – правительства Российской Федерации предложения об учреждении премии имени А.С. Грибоедова.
Председатель Совета Министров – правительства Российской Федерации В. Черномырдин».
В состав Комитета по проведению мероприятий в связи с 200-летием Грибоедова вошли и Н.С. Михалков, и директор Государственного Исторического музея А.И. Шкурко, и О.П. Табаков, и заместители министров иностранных дел и культуры. И многие другие уважаемые деятели культуры и власти.
Но вот что интересно: а что было сделано? Мне не удалось найти следов деятельности этого комитета… Во всяком случае – как не было премии имени Грибоедова, так её и нет… А ведь многоуважаемые члены комитета могли бы и сами как-то «пролоббировать» хотя бы премию Грибоедова.
Я послал письмо Послу России на Украине В.С. Черномырдину с просьбой сообщить о судьбе постановления. Нет ответа…
Пропадают не только грамоты.
Так, в Москве «пропала» улица Грибоедова.
В Институте мировой литературы (ИМЛИ) «пропало» электронное научное издание (ЭНИ) «Грибоедов» – российский компакт-диск, на котором предполагалось собрать тексты, принадлежащие перу А.С. Грибоедова, статьи из различных энциклопедий и исследовательские работы, посвящённые классику, а также библиографические описания, аннотированные указатели, портреты и иллюстрации. Правда, в создаваемой ИМЛИ в Интернете виртуальной библиотеке (ФЭБ) имеются обширные материалы по этой теме.
«Пропал» и 20-серийный фильм о Грибоедове, который наш знаменитый современник – Никита Михалков – задумал было снять. Четыре года готовился авторский коллектив: Михалков, Адабашьян, Квирикадзе, Лощиц. Переворошили наши и не наши архивы. И сценарий был готов. Но что-то помешало осуществить этот проект. Что? Разные источники трактуют эту ситуацию по-разному. То ли денег (всего-то 20 млн. долларов – для любого нефтяного олигарха – тьфу!) не дали, то ли нестабильная обстановка на Кавказе испугала… А почему бы не опубликовать этот сценарий? Или опять-таки не выложить его в Интернете?
«Пропал» и литературный видеомост «Тбилиси–Москва»: «Неделя Грибоедова в Тбилиси», посвящённый 180-летию венчания Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе, планировавшийся 11 октября прошлого года. Он был отложен… И, как оказалось, навсегда. А если б он состоялся, то, может быть, и не произошёл бы недавний кровавый конфликт…
Зато в Тбилиси эта дата была отмечена новым документальным грузинским фильмом об этом событии «Грузинская ночь», возложением венков, литературными чтениями и концертом. Присутствовала делегация мэрии Москвы.
А ещё раньше в Москве при вручении мэру Москвы премии Фонда К.С. Станиславского звучала музыка двух вальсов Грибоедова. Вот бы: премия Фонда А.С. Грибоедова, да в музее Грибоедова и под эту же музыку…
Интересно и то, что наконец-то изданное в современной России и подготовленное героическими усилиями Института русской литературы (Пушкинский Дом) под редакцией С.М. Фомичёва Полное академическое собрание сочинений А.С. Грибоедова выпущено при финансовой поддержке профессора Витольда Кошны и доктора Герберта Лембке – зарубежных литературоведов... А Россия, что – и финансами оскудела?
Память великого сына и патриота России должна быть достойно увековечена.
Ко дню 180-летия его героической гибели можно было бы:
учредить Фонд Грибоедова;
учредить на его родине в городе Москве в доме его матери на Новинском бульваре Государственный музей Грибоедова. А в период подготовки открытия реального музея организовать виртуальный музей Грибоедова. Благо имеется богатая мировая практика формирования таких музеев;
восстановить Премию Грибоедова, существовавшую до 1917 года;
учредить медаль Грибоедова, аналогичную медали Пушкина;
учредить в Московском университете, где он учился, и в МГИМО именные стипендии Грибоедова;
установить на Остоженке, на месте снесённого дома, где родился Грибоедов, памятную стелу. (Вообще-то и сам дом можно было бы восстановить. Опыт есть: ведь упомянутый дом матери Грибоедова на Новинском был в наше время восстановлен.);
вернуть имя Грибоедова московской улице;
провести в Академии наук научную конференцию памяти Грибоедова, а в школах – конкурсы на лучшие знания жизни и творчества Грибоедова. Может быть, что-то подобное провести в Интернете.
Полагаю, масштаб личности Грибоедова таков, что его имя могло бы быть присвоено какой-нибудь малой планете (именем Пушкина одна из малых планет уже названа).
Автор этого письма вновь обратился к властям с напоминанием о приближающемся печальном юбилее.
И вновь отписки или тишина…
Великий тёзка Грибоедова – А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, пренебрегать оной есть постыдное малодушие».